ДЕСПОТИЗМ
ДЕСПОТИЗМ
(despotism) Самодержавное правление одного человека. Греки называли "деспотом" "владыку" или "правителя" несвободного государства. Так же обычно называли византийского императора и христианских властелинов в провинциях турецкой империи. Аристотель (Aristotle) положил начало западной традиции мышления, различая персидский "деспотизм" и греческую "тиранию". Тирания, по Аристотелю, – это узурпированная нестабильная власть, насаждаемая силой, в то время как деспотизм устойчив и стабилен. Он основан на согласии людей, которые зачастую не знают никакой иной формы правления, и, следовательно, по сути своей является легальным. Таким образом, деспотизм – явление сугубо восточное, поскольку свободные народы Греции долгое время такое правление терпеть бы не стали. Особенно четкое определение восточному деспотизму дал Монтескье в книге "Дух законов" ("L`Esprit des Lois", 1978). Даже самые абсолютические западные монархии, утверждал он, нельзя считать деспотическими, поскольку монарх связан законом, правомерность которого подтверждается теми же самыми аргументами, что и его собственная власть. Впрочем, он, как и некоторые другие его современники, отмечал у французской монархии тенденцию к перерождению в деспотизм, а после революции 1789 г. вообще стало обычным называть ancien règime (старый режим) деспотизмом. Западные теоретики используют слово "деспотизм" в качестве "reductio ad absurdum" – сведения к нелепости идеи сосредоточения власти. Для Берка это "простейшая форма правления", господство воли одного человека. Для Бентама – форма зла, обратная сторона зла анархии. Их общие исходные посылки, основанные на примерах османской, китайской, персидской и могольской империях, слишком упрощены, если вообще не ошибочны, а в современном языке термин превратился просто в ругательное слово из политического жаргона, мало чем отличающееся от таких слов, как "тирания", "диктатура" или "абсолютизм".
Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .
ДЕСПОТИЗМ
(от греч. despotes - повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.
Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными («отклоняющимися») формами политической организации, выделил седьмую форму-деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира – перманентен (постоянен).
Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля «Восточный деспотизм», а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений:
1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством.
2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою.
3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики.
4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых".
5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется.
6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией «политическая смерть». Ошибка равнялась смерти физической.
7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические.
8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы).
9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота.
10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию.
Естественно, многие исследователи отмечали «генетическое» родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д.
Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества.
Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе.
Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.
Коновалов В.Н.
Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Деспотизм
произвол; жестокое подавление прав, свобод, самостоятельности.
Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .
Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "ДЕСПОТИЗМ" в других словарях:
деспотизм - а, м. despotisme m. Не ограниченная законами, абсолютная власть. Сл. 18. Насильственное правительство (despotisme). Юсти 1770 84. Деспотизм равно вреден Государям и народам. Туманский 1770 132. [Остромыслов:] Морея под Турецкою державою.. оное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (греч., этим. см. деспот) самовластное правление, не ограниченное никакими законами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕСПОТИЗМ 1) неограниченный произвол, опирающийся на насилие и не стесняющийся… … Словарь иностранных слов русского языка
См. самовольство … Словарь синонимов
Деспотизм - Деспотизм ♦ Despotisme Безграничная власть одного человека. Деспотизм может быть просвещенным и даже законным (этим он отличается от тирании), но при этом всегда остается несправедливым. Если бы деспот подчинялся закону, его власть утратила… … Философский словарь Спонвиля
ДЕСПОТИЗМ одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему… … Философская энциклопедия
1) см. Деспотия. .2) Произвол; жестокое подавление прав, свобод, самостоятельности … Большой Энциклопедический словарь
ДЕСПОТИЗМ, деспотизма, мн. нет, муж. (книжн.). отвлеч. сущ. к деспотический. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕСПОТИЗМ, а, муж. 1. Самовластное правление. Монархический д. 2. Поведение деспота (во 2 знач.). Д. самодура. | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия
деспотизм - безграничный деспотизм беспримерный деспотизм … Словарь русской идиоматики
Книги
- Деспотизм , Павел Владимирович Засодимский. Деспотизм. Его принципы, применение их и борьба за деспотизм. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство`Санкт-Петербург, Типография М. М.…
1) Деспотизм - (от греч. despotes - повелитель, владыка) - форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полный произвол, властное своеволие, самоуправство, самодурство, грубое и жестокое подавление воли подданных и их бесправие. Д. особенно характерен для абсолютных монархий.
2) Деспотизм - - (от греч. despotes-повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим. Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными ("отклоняющимися") формами политической организации, выделил седьмую форму- деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира - перманентен (постоянен). Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля "Восточный деспотизм", а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений: 1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством. 2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою. 3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики. 4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых". 5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется. 6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией "политическая смерть". Ошибка равнялась смерти физической. 7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические. 8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы). 9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота. 10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию. Естественно, многие исследователи отмечали "генетическое" родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д. Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества. Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе. Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.
3) Деспотизм - - 1) система государственного устройства, характеризуемая полным произволом власти, бесправием подданных; 2) самовластие, жестокое подавление свободы личности.
4) Деспотизм - абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство. Иногда деспотизм является тираническим проявлением заслуженного авторитета; в этом качестве нередко проявляется у политических деятелей старшего поколения по отношению к начинающим политикам.
5) Деспотизм - (от греч. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.
6) Деспотизм - Самовластие, произвол по отношению к подчиненным. Деспот - неограниченный и жестокий властитель, правящий по произволу, а не на основе законов; жестокий, самовластный человек, тиран.
Деспотизм
(от греч. despotes - повелитель, владыка) - форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полный произвол, властное своеволие, самоуправство, самодурство, грубое и жестокое подавление воли подданных и их бесправие. Д. особенно характерен для абсолютных монархий.
- (от греч. despotes-повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим. Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными ("отклоняющимися") формами политической организации, выделил седьмую форму- деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира - перманентен (постоянен). Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля "Восточный деспотизм", а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений: 1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством. 2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою. 3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики. 4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых". 5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется. 6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией "политическая смерть". Ошибка равнялась смерти физической. 7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические. 8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы). 9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота. 10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию. Естественно, многие исследователи отмечали "генетическое" родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д. Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества. Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе. Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.
ДЕСПОТИЯ (от греч. despotia - неограниченная власть) - англ. despotism; нем. Despotie. Форма самодержавной, неограниченной законом власти. Д. характеризуется произволом власти и бесправием членов общества. см. АВТОКРАТИЯ, ДИКТАТУРА, ТИРАНИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ. Социологический словарь
Деспотичность
– свойство личности, характеризующееся полным и безоговорочным подчинением окружающих своей воле, жестким подавлением чужих прав и свобод.
сайт
Агрессивное поведение деспота питается его страхами, постоянными сомнениями и неуверенностью в себе. Подсознательное ощущение неудовлетворенности, обделенности заставляет тирана мстить окружающим, восстанавливая таким образом подорванное самоуважение. Пытаясь навязать окружающим свою волю, деспот часто пользуется своим моральным и физическим превосходством, самоутверждаясь за счет унижения жертвы.
Психотерапевты и социологи видят причину деспотичности в детстве. Обычно тиранами становятся люди, которые в детском возрасте были подвержены влиянию властных и авторитарных родителей. В будущем они копируют манеру поведения отца или матери, «перенося» обиду на своих детей или супругов. Культивирование в ребенке чувства собственной значимости, уникальности и неповторимости также закладывает фундамент самоуверенности и деспотизма в характере.
Чтобы избавиться от проявлений деспотизма, необходимо осознать бессмысленность тирании как способа самоутверждения - способа, который ни в коей мере не поможет достичь того, к чему подспудно стремится деспот - ни любви, ни уважения окружающих.
- Деспотичность - это склонность к психологическому и физическому насилию.
- Деспотичность - это жесткое навязывание окружающим своей воли.
- Деспотичность - это страх потери контроля над окружающими.
- Деспотичность - это месть за свою неполноценность.
- Деспотичность - это самоутверждение за счет слабых.
Недостатки деспотичности
- Деспотичность провоцирует ссоры и конфликты.
- Деспотичность исключает взаимоуважение и сотрудничество.
- Деспотичность приводит к ущемлению чужих прав и свобод.
- Деспотичность порождает враждебность и мстительность.
- Деспотичность ведет к непониманию, неприятию и одиночеству.
Проявления деспотичности в повседневной жизни
- Власть. Деспотия являлась одной из форм самодержавия, неограниченной власти царей, сформировавшейся на Руси в результате правления Золотой Орды. Ярким историческим примером деспотизма являлся царь Иван Грозный (в народе прозванный Мучителем), который якобы за «измену родины» часто подвергал неугодных ему людей жестоким пыткам и широко известен тем, что в припадке ярости убил собственного сына.
- Семейная жизнь. Деспотизм в семейной жизни - явление частое. Основные методы домашнего тирана: словесные унижения, ревность, постоянный контроль. Деспотия чаще процветает в семьях, когда один партнер (чаще жена) зависит от другого.
- Детский деспотизм. Необоснованное стремление к лидерству, отказ идти на уступки, своенравие, манипуляция родителями - основные черты детского и подросткового деспотизма. Проблема часто усиливается в кризисные периоды (3-4 года и 14-15 лет) и является отражением острой потребности ребенка в самоутверждении, уважении и ощущении своей значимости в семье.
- Гитлер. Стремление Гитлера к попранию прав и интересов других наций - яркий пример жестокого деспотизма главы Третьего Рейха, который ради достижения своей личной цели не гнушался ничем - ни уничтожением городов, ни пытками в концлагерях, ни сжиганием заживо в газовых камерах.
Как преодолеть деспотичность
- Избавьтесь от комплекса неполноценности. Уверенный в себе человек не видит смысла в подавлении других, тогда как навязывание своей воли для деспота часто является единственным способом доказать себе свою значимость. Сосредоточьтесь на развитии своих реальных достоинств - и в мнимом «превознесении» себя не будет необходимости.
- Найдите другие источники самоутверждения. Привычка самоутверждаться за счет других - признак слабости. Откажитесь от разрушительного поведения и найдите конструктивные источники самореализации, используя любой из них: творчество, общение или развитие в профессии.
- Проявляйте уважение к окружающим. Любой человек по праву своего рождения и согласно Конституции РФ имеет право на самостоятельность, свободное волеизъявление и личную свободу, которые вы не вправе ограничивать.
- Научитесь признавать свою неправоту. Умение принять существование других мировоззрений - свидетельство не слабости, а мудрости. «Умный человек всегда признает, что не прав, тогда как глупец будет упрямо стоять на своем». Признайте право другого человека на собственное мнение - и вы заслужите его уважение без принуждения к этому.
Золотая середина
Деспотичность
Либеральность, демократичность
Склонность к попустительству, потворству, потаканию
Крылатые выражения о деспотичности
Только история свободных народов стоит нашего внимания; история народов, живших под гнетом деспотизма, - это просто коллекция анекдотов. - Николас-Себастьян Чамфорт - Чем завершеннее деспотизм, тем лучше все выглядит на поверхности. - Кади Элизабет Стэнтон - Почти все великие люди бывают деспотичны, но деспоты редко бывают великими людьми. - Пьер Буаст - Хорошая конституция неизмеримо лучше самого лучшего деспота. - Томас Маколей - П.В. Засодимский / Деспотизм: его принципы, применение их и борьба за деспотизм Издание 1911 года, состоящее из очерков по истории государственного устройства - об ограниченном, неограниченном деспотизме и демократии. А. Кронин / Замок Броуди История о деспотичном и жестком отце семейства, державшего своих домочадцев в безоговорочном подчинении. Нарциссизм Джеймса Броуди привел к полному краху семьи: уставшая терпеть унижения жена умерла от рака, безвольный сын стал пустым щеголем и франтом, а младшая дочь, не получившая престижной школьной премии, повесилась из-за страха перед гневом отца.Время на чтение: 5 мин
Деспотизм – это приобретенное качество личности, проявляющееся в стремлении к неограниченной власти, достигается которая, не считаясь с мнением и потребностями других путем требования постоянного и полного повиновения. Деспотизм это в психологии проявление крайне неблагоприятных особенностей эго, его непомерное разрастание, что в итоге приводит к потере разумного контроля над своими жизненными проявлениями, а все действия подчиняются исключительно аффективной сфере.
Деспотизм в семье проявляется в качестве психологического и физического насилия, когда все методы становятся актуальны для достижения собственной власти. У деспотичного человека отсутствует понимание личных границ и свобод других, а те, кто считается его семьей, воспринимается им как собственность. Естественно при подобном от окружающих требуется постоянное исполнение воли деспота, а также полное соответствие его представлениям о жизни не только собственной и совместной, но и том, как должен себя вести и чувствовать другой человек. Среди обычных требований, могут быть такие, как запрет на слезы и необходимость постоянной радости. Такие посягания на чувственную сферу, не подлежащую контролю, указывают на отсутствие адекватного восприятия.
Подобное поведение неминуемо вызывает на самых различных уровнях. Жертвы деспота могут пытаться объяснять или ругаться, в ход может идти разбитая посуда и физические побои. Те, кто окончательно ощущает свое бессилие, оказывают молчаливое сопротивление молчанием, подстраиванием, чем необратимо нарушается психика не только жертвы, но и самого тирана.
Деспотичное поведение не может остановиться само по себе, и чем меньше сопротивления будет оказано, тем больше человек почувствует себя полубогом и начнет требовать невозможного, как должного. Нельзя сказать, что существуют люди, ни разу не превращавшиеся в деспотов, в попытках добиться от окружающих желаемого, но те, у кого данная линия поведения приобретает критические формы, нуждаются в помощи специалистов. Неконтролируемое насилие над окружающими, неадекватные требования и оценка ситуация являются главными признаками наличия психических отклонений. В лучшем случае, поможет исправить ситуацию длительная психотерапия, в худшем, потребуется специализированная медикаментозная терапия.
Что такое деспотизм
Деспотизм это в психологии поведение, включающее в себя такие проявления, как навязывание своей воли не аргументацией, а силой, проявление , использование мести, унижения, физического и сексуального насилия, газлайтинга. Обычно причинами подобного поведения становятся детские травмы, комплексы и , которые человек пытается преодолеть подобным деструктивным путем, и обрести уверенность и цельность. Проблема заключается в том, что эта стратегия поведения не способствует установлению гармоничных отношений, где возможно исцеление личности на глубоких уровнях.
Чем большее количество страхов спрятано внутри психики деспота, тем изощренными становятся его способы управления и больше стремление к контролю чужой свободы. Неуверенность и сомнения в собственной привлекательности прикрываются , которая даже не дает возможности выбора другим.
Деспотизм в семье не дает ее членам выбора даже в собственном отношении, их буквально заставляют любить. Деспотизм часто соседствует с унижением и мстительностью, причем, если унижение окружающих имеет более-менее очевидные тенденции, поскольку, таким образом, человек начинает в собственных глазах выглядеть лучше, то месть рождается глобальная и беспричинная, направленная на всех и без повода. Глубокий смысл подобного мщения кроется в восстановлении подорванного самомнения и уважения.
Не смотря на силовую позицию и стремление к уважению и возвеличиванию себя, деспотичность исключает сотрудничество и уважение других. Со временем подобное отношение, провоцируя постоянные ссоры и конфликты, разрушает любые значимые и прочные отношения, а также психику участников контакта. Вместо недостающей любви и принятия, деспот получает страх, месть, непонимание, враждебность и в итоге одиночество.
Проявляется деспотичность, как личностная черта у мужчин и женщин, только имеет небольшие внешние различия в выборе методов. Первоначально может показаться, что деспотизм является исключительно мужской чертой, точно так же, как когда речь заходит об изнасиловании все в роли жертвы сразу видят женщину. Однако, деспотичны во многом и женщины, просто это реже приобретает форму физического насилия. Женщины способны уничтожить мужчину морально , шантажом, постоянными истериками, угрозами , упреками и унижением его достоинства. Арсенал моральных пыток более широк, чем физических, и самое страшное в том, что деспотичная женщина не будет раскаиваться в совершенном, т.к. ее действиями и словами руководит не только , но и разум.
Также деспотичность свойственна пожилым людям и даже детям (первые проявления подобных тенденций возможны в возрасте трех лет и провоцируются началом кризисного периода).
Причины деспотизма
Деспотичность не является врожденной чертой и никак не зависит от особенностей нервной системы и других физиологических факторов, однако предпосылки ее формирования закладываются довольно рано. Мнение о том, что деспотизм передается по наследству, обусловлено тем, что воспитываясь властными родителями, которые не слышали потребностей ребенка, а лишь требовали беспрекословного повиновения, человек усваивает данную модель поведения, как норму. В детстве этому качеству особо негде проявиться, поскольку дети слабы, но по мере взросления, обретения физической силы и овладения моральными способами насилия, и принуждения, человек начинает реализовывать деспотичную форму взаимодействия на всех уровнях.
Подсознательно формирует деспотизм желание мести окружающим за нанесенные обиды. Для этого не достаточно одного случая, обычно это пребывание в токсических отношениях или воспитание подобными методами. Оскорбления, унижения, жестокие наказания ребенка могут повлечь за собой стремление наказать не только родителей, но и весь мир, за то, что тот остался глух и слеп к его горю. Но не только плохое обращение может служить предпосылкой развития деспотизма, а также и излишнее внушении об уникальности, неповторимости личности ребенка, его превосходства над другими. Мнение родителей является очень важным и формирует самоотношение, выйдя в реальный мир, такой человек испытывает стресс от того, что не все ему поклоняются, а кто-то откровенно высмеивает недостатки. В таких ситуациях выбирается путь принуждения окружающего социума думать и воспринимать собственную личность в привычных рамках.
Подтверждение своего могущества для деспота становится навязчивой невротической идеей, не напитываемой потребностью, поскольку способы ее удовлетворения выбираются неадекватные. необходимо бережно открывать в безопасных условиях, учиться смотреть на них без ужаса и боли, вырабатывать новые способы реагирования, признавая такую историю своей жизни. Попытки же деспота получить любовь и признание напоминают вбивание выпавших волос молотком – больно, бесполезно и требует колоссальных усилий.
Признаки деспотизма
В обществе, где нарушено восприятие насилия и границ личности, деспотизм может восприниматься, как проявление характера или даже уважаться. Люди, получившие травматизацию по зависимому типу в детстве, во взрослом возрасте влюбляются именно в деспотов и тиранов, опять же не замечая грубого нарушения своей свободы.
Одним из характерных признаков деспотизма является восприятие физического и психологического насилия, как нормы поведения и способа регулировки отношений. Подобные механизмы являются основными во взаимодействии с деспотом, он практически не умеет спрашивать, договариваться, искать компромиссы.
Применяется любой вид насилия при несоответствии поведения партнера желаниям деспота, причем вначале он может продемонстрировать свое недовольство и дать возможность другому исправиться, если это не происходит в кратчайшие сроки, то другого ждет наказание (удар по лицу или недельное молчание – не важно). Стоит отметить, что требования к поведению партнера часто бывают довольно странными, а недовольство будет вызывать то, что окружающими воспринимается, как норма. Все дело в том, что вызывает любое поведение или мнение, содержащее индивидуальность другого, а не его личную.
Обычно деспоты пытаются полностью уничтожить другого человека, чтобы иметь еще больше рычагов для управления. Хотя на первых этапах отношений они наоборот будут вас воспевать. Механизм примерно такой: человек привыкает получать огромные дозы комплиментов, поэтому при первой критике сделает все, чтобы исправиться, потом критики становится больше, а желание исправить ситуацию сильнее. В итоге можно обнаружить идею, из которой очень просто манипулировать другого: «на самом деле я ужасен, просто остальные этого не замечают, а это великий человек все обо мне знает и продолжает оставаться рядом».
Важно, что все победы деспот присвоит себе, а все поражения повесит на партнера, при этом другого могут обвинить даже в собственных неприятностях на работе, испорченном настроении и том, что застрял в пробке. Попытки взывать к адекватному восприятию реальности, бесполезны.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»