1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.
Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).
Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)
На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.
Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в раздел 3.
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.
По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
1. Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.
2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).
3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.
4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.
5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.
6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
10. Николай Носов. Живая шляпа.
11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.
12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.
13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.
14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.
15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).
17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
18. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.
19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).
21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.
23. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.
24. Валентина Осеева. Волшебное слово.
25. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.
26. Борис Заходер. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.
3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.
Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.
Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.
Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).
1. Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.
2. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
3. Николай Носов. Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.
4. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
5. Алексей Толстой. Сказки.
6. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.
7. Николай Грибачёв. Лесные истории.
8. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.
9. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.
10. Энид Блайтон. Приключения Нодди. Жёлтая книга фей.
11. Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе - Муми-тролль и комета). Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.
12. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.
13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.
14. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.
15. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями.
16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.
17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.
18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
19. Павел Бажов. Серебряное копытце.
20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.
21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!
22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.
23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква "Я" и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.
25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.
26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.
28. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.
29. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков.
30. Константин Ушинский. Слепая лошадь.
31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:
Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист - ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Иван - вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.
Немецкие сказки , собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе - Шиповничек). И другие.
Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. "Попался, Сверчок!". Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.
Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.
Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.
А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.
32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):
Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Бирон. "Берник, бернак!" Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.
33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (кончая свадьбой).
Примечание: другие сказки Шарля Перро - такие как "Мальчик с пальчик", полная версия "Спящей красавицы" или "Синяя борода" - страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.
34. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.
35. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.
36. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).
37. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).
38. Евгений Чарушин. Медвежонок. Медвежата. Волчишко. И другие рассказы.
39. Виталий Бианки. Где раки зимуют.
40. Михаил Пришвин. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.
41. Константин Паустовский. Прощание с летом.
42. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым.
43. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
44. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.
45. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).
46. Виктор Голявкин. Рассказы.
47. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.
48. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?
49. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.
50. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки. Лисица и виноград. Квартет.
51. А.С. Пушкин. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о Золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде.
52. Стихи: Елены Благининой, Юнны Мориц, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.
53. Стихи о природе (Пушкин, Жуковский, Блок, Тютчев, Фет, Майков и другие).
54. Петр Ершов. Конёк-горбунок.
55. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.
56. Александр и Наталья Крымские. Сказки зелёного дивана.
4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)
"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.
Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.
1. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.
2. Ганс-Христиан Андерсен. Новое платье короля. Соловей. Огниво. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. И другие сказки.
3. Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
4. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.
5. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.
6. Михаэль Энде. Джим Пуговка и машинист Лукас. Джим Пуговка и Чёртова Дюжина.
7. Редьярд Киплинг. Маугли. Вот так сказки!
8. Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. ТО да СЁ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ.
9. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.
10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.
11. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии.
12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.
13. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.
14. Вильгельм Гауф. Маленький Мук. Калиф-аист. Приключения Сайда. И другие сказки.
15. Д.И Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Светлячки. Сказочка про дедушку Водяного. Золотой брат. Богач и Ерёмка. И другие рассказы.
16. Феликс Зальтен. Бемби. Жили-были пятнадцать зайцев.
17. Павел Бажов. Каменный цветок. Горный мастер. Золотой волос.
18. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.
19. Пьер Грипари. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. Сестричка-невеличка. И другие сказки.
20. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.
21. Софья Прокофьева. Пока бьют часы. Остров капитанов.
22. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.
23. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Щур. -Яшка. Глупые обезьянки. И другие).
24. Приключения Робин Гуда.
25. Д"Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).
26. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.
27. Борис Шергин. Пойга и лиса.
28. Алексей Толстой. Фофка.
29. Александр Куприн. Ю-ю.
30. Нина Артюхова. Мороженое.
31. Виктор Голявкин. Рассказы.
32. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
33. Радий Погодин. Кирпичные острова.
34. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.
35. Джек Лондон. Сказание о Кише.
36. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.
37. Юрий Олеша. Три толстяка.
38. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.
39. Альберт Иванов. Лилипут - сын великана.
40. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.
41. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.
42. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
43. Юрий Коваль. Недопёсок.
44. Евгений Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана. Рэсси - неуловимый друг. Миллион и один день каникул.
45. Кир Булычёв. Девочка, с которой ничего не случится. Путешествие Алисы. Тайна третьей планеты. День рождения Алисы. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Лиловый шар.
46. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. Трое с площади Карронад.
Здравствуйте, уважаемые читатели. По просьбам читателей сегодня я расскажу о том, какие книги для детей 6 — 7 лет необходимы для развития.
Каждый любящий родитель с высокой ответственностью подходит к процессу воспитания. С самого раннего возраста они читают своим чадам книги. Чтение развивает в детях познавательные, воспитательные и эстетические чувства. Имея опыт мамы с детьми дошкольного о возраста, могу сказать, что не каждая детская книга несет пользу. Необходимо учитывать возраст, развитие, интересы и психологические особенности каждого чада в отдельности.
Постарайтесь, чтобы чтение для детей стало удовольствием, а не грузом. Не надо навязывать и заставлять. Вводите грамотно в волшебный мир литературы. Интерес дошколят хрупок, всего одним произведением можно его утратить навсегда.
В возрасте 6 – 7 лет детям нравятся произведения о животном мире, насекомых, природе, рассказы и сказки о сверстниках. Для чтения стоит отдать предпочтение классической литературе. Во все времена классика остается актуальна, на ней выросло множество поколений. Но не стоит ограничиваться, в наши дни существуют авторы, на которые стоит обратить внимание. Прочтение их книг также принесет удовольствие и пользу.
Можно выделить некоторые направления:
- Стихи. Думаю, каждый помнит стихотворение «Дядя Степа » Сергея Михалкова, «Мойдодыр » или «Айболит » Корнея Чуковского, «Младший брат» Агнии Барто.
- Детская фантастика Юрия Томина «Шел по городу волшебник », «Приключения электроника » Евгения Велтисова.
- Истории и рассказы «Не надо врать » Михаил Зощенко, «Рыцари» Виктор Драгунский.
- Малый фольклор всех народов мира. Песни, прибаутки, потешки, пестушки.
- Русские народные сказки, например, «Маша и медведь » «Морозко», «Теремок», «Царевна — лягушка », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Произведения о природе и животном мире. Константин Ушинский написал много о детях, всей красоте природы, о животных, птицах и насекомых. «Ученый медведь», «Четыре желания », «Проказы старухи зимы », «Гусь и журавль».
Полноценное развитие
В возрасте 6 – 7 лет ребенок считается дошкольником и многие книги можно отнести к старшей дошкольной литературе. Сегодня методики педагогической подготовки разнообразны у различных авторов. Но все они должны формировать интерес дошкольника к чтению. Родитель или взрослый человек, занимающийся с детьми, должен проводить дискуссии, подталкивающие к самостоятельным рассуждениям, высказываниям своего мнения. Обязательно моделируйте ситуации – сочинить рассказ или сказку, нарисовать понравившихся персонажей, слепить из пластилина.
Лучше выбирать развивающие книжные издания с яркими иллюстрациями и крупными буквами. В этом возрасте имеет более важную роль эмоциональная окраска героев произведения. Она раскрывается в предметах одежды, прически, настроении и поведении, во всевозможных деталях сюжета.
Перед прочтением покажите ребенку картинку. Попытайтесь составить описание, понять о чем идет речь. Это поможет для развития творческого мышления. Если дошкольник умеет читать, можно попробовать выразительное чтение, ролевое. После прочтения дайте возможность пересказать. Разучивайте стихи с детьми.
Существуют некоторые утверждения психологов, что детские истории должны положительно заканчиваться. Это дарит надежность окружающего мира. А сомнения и страхи вызывает грустное, несчастное окончание. Нежелательный конец всегда можно исправить.
Развитие интереса и любви к чтению
Прививать любовь к искусству стоит с самых младших лет жизни. С рождения чада мама напевает колыбельные, с ростом и развитием малыша – начинает читать вслух сказки на ночь. У ребенка формируется привычка, необходимость в познании новых увлекательных сюжетов.
Несколько интересных способов воспитания любви к литературе:
- Предложить книжку, исходя из заинтересованности.
- Обязательно положить журналы, каталоги или газеты на самых видных местах в доме.
- Читать самим. Воспитывайте в себе привычки, детям приемлемо повторять за взрослыми.
- Уделить внимание играм, требующим процесса чтения.
- Попросить старшего ребенка прочесть младшим.
- Наличие специально отведенного места в доме для хранения литературы.
- Подпитывать детский интерес.
Не принесет никакой пользы, а даже оттолкнет награда в виде сладостей или позволения просмотра телевизора, простой похвалы или подарка новой книги будет достаточно. Не оценивайте критично качество.
Что поставить в домашнюю библиотеку
Интересные:
- «Тараканище » К. Чуковский, «Есть такие Мальчики» А. Барто;
- Народные сказания и былины;
- «Незнайка на луне » Н. Носов, «Храбрая собака» К. Ушинский;
- С. Маршака «Вот какой рассеянный », А. Волков «Тайна заброшенного замка ».
Современный топ:
- «Легкий хлеб» К. Сергиенко;
- «Пик, Пак, Пок » А. Лаптев;
- «Саша и Маша » Анни М. Г. Шмидт;
- «Муравей Ферда » С. Ондржей
- «Квак и Жаб круглый год » Л. Арнольд.
Классика:
- «Три медведя » Л. Толстой;
- Детские рассказы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого;
- «Аленький цветочек » С. Аксаков;
- «Совесть» А. Гайдар;
- «Сказка о золотом петушке » А. Пушкин.
Формирование речи:
- Сказания всех народов мира;
- Стихи Д. Хармса;
- «Кот Васька» А. Толстой;
- «Заколдованная буква » В. Драгунский;
- «Серебряное копытце » П. Бажов.
Популярные:
- «Секреты пластилина » О. Рони;
- «Ромашки в январе » М. Пляцковский;
- «Очень голодная гусеница » Э. Карл;
- «Сипсик» Э. Рауд;
- «Жили — были ежики » А. Усачев.
Подарите возможность полюбить книги. Проговаривайте о нее ценностях. Будьте примером – читайте сами. Если ребенок будет вас видеть за чтением, он сам постарается, как можно больше проводить времени в мире увлекательных произведений. Технологии не стоят на месте, а на прилавках огромный выбор, но покупка не сравнится с прогулкой в библиотеку. А для будущих школьников библиотека — один из первых помощников в успешной учебе и будущих начинаниях.
На этой ноте позвольте с вами попрощаться. Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии к статье. Может Вы подскажите нам еще интересные произведения для детей этого возраста, буду благодарна.
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пеппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза. Но заметим, что стихов становится все меньше, а прозы все больше. Ведь ребятам этого возраста уже очень нравятся увлекательные истории, полные приключений и неизвестности.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.
В этом возрасте ребёнок обычно уже умеет читать и задача родителей - научить его получать от этого процесса удовольствие. Очень важно, чтоб сейчас в руки маленькому непоседе не попало сложное не по возрасту произведение. Иначе, ребёнок будет плохо понимать то, что читает, и это может отбить интерес к книгам на всю жизнь. Поэтому, давая малышу первые книжки для самостоятельного прочтения, выбирайте те, где много картинок и мало текста. Пусть ребенок сам прочитает «Курочку Рябу» и «Колобка». Знакомые сказки помогут безболезненно преодолеть этап «читаю то - не знаю что».
Однако даже если Ваш ребенок уже хорошо читает сам, обязательно продолжайте ему читать вслух, так для ребенка в этом возрасте чтение – огромный труд. Представьте, что вам кто-нибудь предложил на досуге порешать тригонометрические неравенства, вы бы наморщили нос и предпочли бы альтернативный вид отдыха. Разница между вами и вашим ребенком в том, что вам в тридцать лет тригонометрией можно увлекаться, а можно и нет. Ребенку же в его шесть увлечься чтением необходимо - впереди школа, где читать придется каждый день, помногу и желательно - с удовольствием.
И, главное, читайте дома сами. Если мама каждый вечер садится на диван с книжкой, а папа регулярно с интересом изучает журналы, малыш будет уверен: ежедневное чтение - это такая же «обязательная жизненная программа», как телевизор или утреннее умывание.
Список литературы для детей 6-8 лет
- Александрова Т.И. «Домовенок Кузька», «Катя в игрушечном городе»
- Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»
- Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка»
- Бианки В.В. Сказки-несказки («Мишка-башка», «Паучок-пилот», «Синичкин календарь», «Лесной Колобок-Колючий Бок», «Как Лис Ежа перехитрил» и др.)
- Бонд М. серия книг о медвежонке Паддингтоне («Медвежонок Паддингтон один дома», «Медвежонок Паддингтон и рождество» и др.)
- Братья Гримм Сказки («Три золотых волоска», «Беляночка и Розочка», «Госпожа Метелица», «Король Дроздобород» и др.)
- Былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др.)
- Вестли А-К. «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик», «Маленький подарок Антона»
- Висландер Д. и Т., Нурдквист С. серия книг про маму Му («Мама Му на качелях», «Мама Му на дереве» и др.)
- Грибачев Н. «Заяц Коська и его друзья»
- Губарев В. «Королевство кривых зеркал»
- Драгунский В. «Тайное становится явным», «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»
- Дрисколл Д. серия книг «Истории про город башмачков»
- Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»
- Ершов П. «Конек-Горбунок»
- Житков Б. «Как я ловил человечков», «Что я видел» (уникальная книга для любознательных детей)
- Заболоцкий Н. «Как мыши с котом воевали»
- Заходер Б. стихи и сказки
- Зощенко М. цикл рассказов про Лелю и Миньку
- Катаев В. «Цветик-семицветик»
- Кинкейд Л и Э. «Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями»
- Киплинг Р. «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», "Как было написано первое письмо", "Почему у носорога кожа в складках" и др.
- Крюкова Т. «Дом вверх дном» и др.
- Куприн А. «Слон»
- Левинова Л.Г., Сапгир Г.В. «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика»
- Левитан Е. «Наше солнышко», «Звезды – солнышкины сестрички», «В семье солнышка танцуют все», «Луна – внучка солнышка» (серия «Астрономия для умненьких детей»)
- Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
- Лофтинг Х. «История доктора Дулитла»
- Мамин-Сибиряк Д.Н. «Алёнушкины сказки»
- Маршак С. «Двенадцать месяцев»
- Медведев В. «Приключения солнечных зайчиков»
- Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
- Мякеля X. «Господин Ау»
- Несбит Э. «Принцесса и кошка»
- Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Бобик в гостях у Барбоса», рассказы («Мишкина каша», «Телефон», «Фантазёры», «Наш каток» и др.)
- Нурдквист С. серия книг про Петсона и Финдуса («Охота на лис», «Чужак в огороде», «Именинный пирог» и др.)
- Остер Г. «Котенок по имени Гав», сказки про слоненка, мартышку, удава и попугая, «Легенды и мифы Лаврового переулка», «Сказка с подробностями»
- Перро Ш. «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка»
- Пришвин М. «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Ёж», «Золотой луг» и др.
- Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение»
- Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика», серия книг о приключениях Белоснежки и др.
- Пушкин А.С. «Сказка и рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
- Рашел Р. «Пикколетто»
- Родари Д. «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»
- Русские волшебные сказки в пересказе для детей: «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Птичий язык», «Морозко», «Финист - ясный сокол», «Снегурочка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По Щучьему велению», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван - вдовий сын», «Чудесные ягоды», «Липунюшка», «Василиса Прекрасная», «Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая» и др.
- Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква "А"», «Может, Нуль не виноват?», «И настанет весёлое утро», «Маруся ещё вернётся», «Счастливо, Ивушкин!»
- Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и другие сказки
- Топелиус С. «Сампо-Лопаренок»
- Усачев А. «Умная собачка Соня», «Дед Мороз из Дедморозовки» («Школа снеговиков»), «Черный-пречерный кот»
- Успенский Э. «Про Веру и Анфису», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Каникулы в Простоквашино», «Вниз по волшебной реке», «Разноцветная семейка»
- Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
- Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья»
- Чарушин Е. «Никиткины друзья», «Медвежонок», «Волчишко» и др.
- Черный С. «Мои собачьи мысли»
- Чуковский К. «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце», «Приключения Бибигона», «Чудо-дерево»
- Шаров А. «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков»
- Янсон Т. «Маленькие тролли и страшное наводнение», «Комета летит!» (в другом переводе – «Муми-тролль и комета»), «Шляпа волшебника», «Мемуары Папы Муми-тролля», «Опасное лето», «Волшебная зима», «О самом последнем в мире драконе»
Составитель Е.В.Гильмутдинова
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет
Русский фольклорПесенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни.
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
ФАКТЫ О ЧТЕНИИ
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо все, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Именно чтение выполняет не только ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, но и ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ функцию.
В чём заключаются главные ошибки родителей? Невозможно найти такого человека, который бы никогда не ошибался. Какие ошибки совершают родители чаще всего, и как распознать их просчёты?
Многие родители задаются вопросами, как научить ребенка быть самостоятельным, поскольку подобный нюанс является столпом воспитательского процесса. Наилучший и стойкий эффект выйдет, если вы поясните ему мысл и цель происходящего. Ребёнок должен понимать, что происходит, связывать события с причинами, делать собственные выводы. Это означает неизбежное прохождение злополучной стадии «почемучки», когда ребёнок интересуется причинами буквально всего, что попадается на глаза. Но одновременно идёт очень полезное прививание привычки докапываться до настоящей причины всего происходящего.
Чаще всего диета для подростков нужна, чтобы сбросить лишний вес. Ожирение многим тинейджерам сегодня угрожает намного чаще, чем раньше. Связано это с увеличением объёма потребляемой пищи, большим количеством слишком жирных, вредных продуктов в меню.
Страх с точки зрения психологии – это негативная эмоция. Возникает в случаях опасности для жизни и здоровья человека, как физического, так и психического. Возможно возникновение страхов в результате негативного воздействия на психику человека социальных факторов.
Многим родителям такое словосочетание, как дисграфия у детей ничего не скажет. В СССР данное заболевание было известно, но его диагностировке уделяли мало внимания. Малышу, страдающему от проблем с правописанием и с письменной речью, могли больше рассказывать о необходимости внимательности, усидчивости, важности знания правил правописания. Патология диагностировалась в исключительных случаях, когда предположить какие-либо альтернативные варианты оказывалось достаточно трудным. По статистике это заболевание редко оказывается ярко выраженным.