Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Томский лесотехнический техникум»
Должностная инструкция преподавателя
1. Общие положения
1.1. Преподаватель относится к категории специалистов.
1.2. На должность преподавателя принимается лицо:
– имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ).
1.3. Преподаватель должен знать:
– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
–законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум», а также основы экономики, организации производства и управления;
– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
– теорию и методы управления образовательными системами;
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– основы экологии, экономики, социологии;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– основы трудового законодательства;
– Правила внутреннего трудового распорядка областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум»;
– правила по охране труда и пожарной безопасности;
1.4. Преподаватель в своей деятельности руководствуется:
– Уставом областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум»;
– настоящей должностной инструкцией;
– иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией преподавателя.
1.5. Преподаватель подчиняется непосредственно директору областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум».
1.6. В период отсутствия преподавателя (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Преподаватель относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н).
5.1. К обучающимся в Колледже относятся студенты, слушатели, учащиеся.
Студентом является лицо, зачисленное приказом директора для освоения образовательных программ среднего профессионального образования.
Студенту Колледжа выдается студенческий билет и зачетная книжка установленного Министерством образования Российской Федерации образца.
Слушателем является лицо, зачисленное приказом директора для обучения на подготовительных курсах, отделении переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих, для обучения по дополнительным образовательным программам.
Учащимся является лицо, зачисленным приказом директора для освоения образовательных программ начального профессионального образования. Учащемуся Колледжа выдается ученический билет, установленного Министерством образования Российской Федерации образца.
Правовое положение слушателей и учащихся в части получения образовательных услуг соответствует статусу студентов Колледжа.
5.2. Обучающиеся в Колледже имеют право:
а) на получение образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами и учебными планами, приобретение знаний,
адекватных современному уровню развития науки, культуры, технологии;
б) на обучение по индивидуальным учебным планам;
в) на ускоренный курс обучения;
г) на получение, дополнительных (в том числе платных)
образовательных услуг;
д) на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов
деятельности Колледжа, в том числе через общественные организации и
органы управления Колледжем;
е) на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
ж) на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами библиотек, а также лабораториями и оборудованием;
з) на участие в профсоюзной и других организациях, деятельность
5.3. Студенты очной формы обучения, обучающиеся за счет средств
бюджета получают в установленном порядке государственную стипендию,
либо стипендию предприятий, учреждений, организаций, обеспечиваются
льготным проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной
помощи, установленной действующим законодательством Российской
Федерации.
Порядок назначения и выплаты стипендий регулируется Положением о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки и материального поощрения обучающихся, утверждаемым директором Колледжа по согласованию с Советом Колледжа:
Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учёбы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.
5.4. Обучающиеся обязаны:
а) выполнять требования образовательной программы Колледжа по
срокам и объемам согласно учебным планам;
б) бережно относится к имуществу Колледжа;
в) строго выполнять требования настоящего Устава и правил внутреннего распорядка Колледжа.
5.5. За успехи в освоении образовательных программ и активное
участие в экспериментальной конструкторской и творческой работе, а также
в художественной самодеятельности и спортивных мероприятиях для
обучающихся в Колледже устанавливаются различные формы морального и
материального поощрения: благодарность, повышение стипендии, премии,
памятные подарки, в. пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных
средств, а так же представляются к назначению стипендий Правительства
Российской Федерации и Администрации Омской области.
5.6. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка,
несоблюдение (нарушение) требований настоящего Устава, за
антиобщественное. поведение к обучающимся могут быть применены меры
дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, строгий выговор,
исключение из Колледжа.
5.7. К работникам Колледжа относятся преподаватели,
административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный, инженерно-
технический и другой персонал.
Прием на работу и увольнение работников Колледжа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
5.8. Работники Колледжа имеют право:
а) на материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
своей профессиональной деятельности;
б) на участие в управлении Колледжем, в обсуждении и решении
важнейших, вопросов деятельности Колледжа через различные органы и
общественные организации;
в) на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
г) на пользование информационными фондами Колледжа, услугами учебных, методических, лечебных, социально-бытовых подразделений Колледжа;
д) на выполнение других работ: и обязанностей, оплачиваемых по
дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
е) на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,
учебных пособий и материалов, методик * оценки знаний, доступ к
информации, необходимой для обеспечения образовательного процесса в
рамках единого государственного образовательного стандарта;
ж) на участие в профсоюзной и других организациях, деятельность
которых разрешена законодательством Российской Федерации.
5.9. Работники Колледжа обязаны:
а) соблюдать требования настоящего Устава и правил внутреннего
распорядка;
б) постоянно повышать свой профессиональный уровень, использовать
в учебном процессе методики, обеспечивающие подготовку специалистов в
соответствии с государственными образовательными стандартами;
в) строго следовать нормам профессиональной этики;
г) качественно выполнять возложенные на них функциональные
обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, контрактах,
квалификационных характеристиках и других нормативных актах;
д) обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей
деятельности, гарантирующей соблюдение прав обучающихся,
способствующий успешной реализации образовательных программ;
е) воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к
осложнению морально-психологического климата в коллективе Колледжа;
ж) не применять антипедагогических методов воспитания, связанных с
физическим и духовным насилием над личностью обучающегося.
5.10. Заработная плата (должностной оклад) работникам Колледжа выплачивается за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом), должностными инструкциями, квалификационными требованиями.
Выполнение работниками других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному трудовому соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.11. За успехи в учебной, методической, воспитательной работе или другой деятельности для работников Колледжа устанавливаются различные формы морального и материального поощрения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
5.12. Преподаватели и работники Колледжа за невыполнение
требований настоящего Устава, нарушение трудовой дисциплины несут
административную и дисциплинарную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5.13. Преподаватели Колледжа в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, пользуются правом на
сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней ежегодно.
Преподаватели имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, который предоставляется по личному заявлению преподавателей, с полной или частичной оплатой (из средств Колледжа при их наличии,) или без оплаты.
Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов по инициативе администрации, допускается после окончания учебного года.
5.14. Права и обязанности работников Колледжа определяются должностными инструкциями, утверждаемыми директором Колледжа.
5.15. В Колледже могут создаваться профсоюзные организации работников и студентов, учащихся, деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации.
Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в Колледже не допускается:
Похожая информация.
УТВЕРЖДАЮ:
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Преподавателя
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность преподавателя [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).
1.2. Преподаватель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.
1.3. Преподаватель относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].
1.4. Преподаватель подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.
1.5. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.6. Преподаватель отвечает за:
- эффективное исполнение поручаемой ему работы;
- соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
- сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.
1.7. Преподаватель должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
- основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
- педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
- современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
- основы трудового законодательства;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.8. Преподаватель в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.9. В период временного отсутствия преподавателя его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Преподаватель обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
2.2. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.
2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.
2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.
2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в том числе ведение электронных форм документации).
2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.
2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.
2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.
2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
В случае служебной необходимости преподаватель может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Преподаватель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Преподаватель несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы преподавателя осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы преподавателя является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы преподавателя определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.
6. Право подписи
6.1. Преподавателю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Примечание. Кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов.
сообщает о том, какие обязанности и права есть у педагогического работника и каким требованиям он должен соответствовать. В статье будет рассказано, какой может быть структура инструкции и какую информацию можно в нее включить.
Функции и основные обязанности педагогического работника на примере преподавателя колледжа
Система образования устроена таким образом, что воспитатели работают в детских садах, учителя - в школах, а преподаватели - в вузах, где учащиеся получают высшее образование, и в образовательных учреждениях, где происходит профессиональное обучение, например в колледжах.
На преподавателя в колледже возложены две основные функции:
- преподавание;
- организация учебного процесса.
А уже в рамках этих функций преподаватели составляют программы, читают лекции, оценивают уровень усвоения учащимися программы и выполняют другие обязанности. По большому счету, эти задачи выполняются преподавателями во всех учебных заведениях, разница заключается лишь в образовании, которое получает в итоге учащийся.
Трудовые функции закрепляются в трудовом договоре с преподавателем, а обязанности расписываются в должностной инструкции.
Чем можно руководствоваться при составлении инструкции
Ряд требований к педагогическим работникам закрепляется в законе «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В нем указано, кто имеет право осуществлять педагогическую деятельность, какими правами и обязанностями обладают педагогические работники и какая ответственность может для них наступить.
Также принято при составлении инструкции учитывать федеральные государственные стандарты образования, разработанные и утвержденные для соответствующего уровня образования. В должностных инструкциях, утвержденных после принятия новых ФГОС, они упоминаются в обязательном порядке.
Не знаете свои права?
Должность преподавателя есть в ЕКС, утвержденном приказом Минтруда от 26.08.2010 № 761н, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Кроме того, уже действует профстандарт педагога профессионального обучения, где есть должность преподавателя. Этот профстандарт утвержден приказом Минтруда № 608н от 8 сентября 2015 года. Использование этих нормативных актов является обязательным для педагогических работников.
Примерная структура должностной инструкции
Обычно все инструкции в организации имеют однотипную структуру. Это помогает избежать путаницы и облегчает кадровое делопроизводство.
За основу инструкции для преподавателя можно взять структуру, в которую включены следующие разделы:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность.
Также в инструкции указывается, кто ее утвердил, и оставляется место для проставления подписи сотрудником, для которого этот документ предназначен.
Общие положения
В этом разделе принято указывать характеристики должности, место сотрудника в структуре образовательного учреждения и те квалификационные требования, которым он должен соответствовать. Сюда включаются:
- Полное наименование должности преподавателя с указанием, что она относится к категории педагогических работников.
- Порядок назначения на должность и увольнения (для этого издается приказ руководителя вуза).
- Порядок подчиненности: педагог подчиняется непосредственно руководителю вуза или завучу по УВР.
- Указание лица, на которое возлагаются обязанности преподавателя во время отсутствия сотрудника.
- Перечень документов, которыми руководствуется в своей работе преподаватель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, уставом вуза и др.
- Квалификационные требования. Их можно взять из ЕКС, согласно которому преподаватель должен иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области преподаваемого предмета, при этом требования к стажу работы не предъявляются. Если же для преподавателя действует профстандарт, тогда квалификационные требования берутся из него.
В этом разделе могут указываться и те ограничения, которые действуют по отношению к занятию педагогической деятельностью. Речь идет об отсутствии судимости, отдельных заболеваний, наличие которых препятствует общению с детьми, а также о полной дееспособности сотрудника.
Должностные обязанности преподавателя
Этот раздел служит для закрепления за преподавателем его должностных обязанностей. Их круг может меняться в зависимости от вуза, где он работает, но чаще всего преподаватель обязан:
- проводить обучение в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС;
- обеспечивать усвоение программы учащимися;
- организовывать оценку уровня полученных учащимися знаний;
- оценивать эффективность образовательного процесса;
- соблюдать права учащихся;
- поддерживать и повышать учебную дисциплину;
- предлагать способы усовершенствования учебного процесса;
- принимать участие в заседаниях педагогического совета и в деятельности методических объединений вуза;
- при необходимости осуществлять связь с родителями учащихся или с их законными представителями;
- разрабатывать рабочие программы дисциплины, которая им преподается;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время учебного процесса.
Здесь могут упоминаться и другие обязанности преподавателя, так что этот список можно считать примерным образцом.
Права преподавателя
Для выполнения своих обязанностей и повышения качества учебного процесса преподаватель наделяется определенными правами, которые и отображаются в этом разделе. Преподаватель может:
- выбирать методы и формы обучения из тех, что имеют педагогические обоснования;
- проявлять творческую инициативу и авторский подход к преподаванию;
- выбирать учебники и методические пособия;
- обсуждать вопросы, касающиеся деятельности вуза во время коллективных собраний педагогических работников и администрации;
- использовать права и гарантии, предоставленные трудовым законодательством.
При необходимости в этом разделе закрепляются и другие права.
Ответственность преподавателя
Раздел, где речь идет о видах ответственности, к которым может быть привлечен преподаватель, и основаниях для этого. Обычно здесь указывается, что преподаватель несет:
- дисциплинарную ответственность за несоблюдение должностной инструкции, устава вуза, трудовой дисциплины;
- уголовную и административную ответственность за действия, подпадающие под категорию административного проступка и преступления;
- материальную ответственность за причинение ущерба имуществу вуза.
Должностная инструкция для преподавателя - всего лишь один из многих документов, регулирующих деятельность педагогического работника. Но подписание инструкции означает, что он соглашается выполнять все условия, зафиксированные в ней. Поэтому перед тем как поставить свою подпись, лучше лишний раз убедиться, что в инструкции закреплены только те права и обязанности, которые действительно есть у сотрудника. Это же правило нужно учитывать и лицу, ответственному за разработку должностной инструкции в вузе.
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о статусе преподавателя государственного бюджетного образовательного учреждения «Прибрежненский аграрный колледж» (далее - Положение, колледж) разработано для регулирования, организации и совершенствования работы педагогических кадров в образовательном учреждении.
1.2. Преподаватель колледжа должен знать.
- Конституцию РФ;
- Законы и Постановления Правительства РФ и органов управления образования по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- содержание и принципы организации обучения по преподаваемой дисциплине;
- педагогику, физиологию, психологию, а также методику профессионального обучения;
- современные формы и методы обучения и воспитания студентов;
- основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности;
- основы экономики, организации производства и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Обязанности преподавателя колледжа
2. Преподаватель колледжа обязан:
2.1. Проводить обучение студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
2.2. Использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, добиваясь наиболее полного и глубокого усвоения знаний.
2.3. Формировать у обучаемых профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности.
2.4. Участвовать в разработке рабочих программ, календарно-тематических и поурочных планов дисциплин, нести ответственность за их реализацию в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса, обеспечивать выполнение учебных планов и программ бороться за качество подготовки выпускников.
2.5. Разрабатывать учебно-методический комплекс преподаваемой дисциплины.
2.6. Участвовать в методической работе цикловой комиссии, педагогических советах и семинарах, заседаниях совета отделения.
2.1.7. Соблюдать права и свободы студентов.
2.1.8. Поддерживать дисциплину на занятии, не допуская при этом ущемления человеческого достоинства, чести и репутации студентов, контролировать режим посещения занятий.
2.1.9. Обеспечивать безопасность жизни и здоровья студентов во время проведения занятий и мероприятий, обо всех случаях травматизма немедленно сообщать администрации.
2.1.10. Проводить воспитательную работу, осуществлять классное руководство вверенной учебной группой.
2.1.11. Грамотно вести установленную учебную документацию.
2.1.12. Регулярно повышать свою профессиональную квалификацию с получением свидетельства или удостоверения государственного образца.
2.1.13. Быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, в быту и общественных местах.
2.1.14. Проходить в установленные сроки медицинские осмотры в соответствии с инструкцией о проведении медицинских осмотров.
2.1.15. Осуществлять дежурство по колледжу согласно графику дежурства групп.
2.1.16. Организовывать и контролировать самостоятельную работу студентов.
2.2. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
2.2.1. свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2.2.2. свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
2.2.3. право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
2.2.4. право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
2.2.5. право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
2.2.6. право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
2.2.7. право на бесплатное пользование библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами колледжа, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в колледже;
2.2.8. право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами колледжа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
2.2.9. право на участие в управлении колледжем, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом колледжа;
2.2.10. право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности колледжа, в том числе через органы управления и общественные организации;
2.2.11. право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2.2.12. право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
2.2.13. право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников;
2.3. Академические права и свободы, указанные в 2.2 настоящего положения, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах колледжа.
3. Требования по ведению учебно-методической документации
3.1. Заполнять журналы учебных занятий после окончания каждого урока, согласно инструкции по ведению журналов.
3.2. Все изменения, внесенные в рабочие программы учебной дисциплины, должны быть отражены в календарно-тематических планах, рассмотренных на заседаниях предметных (цикловых) комиссиях, и утверждены зам. директора колледжа по учебной работе.
3.3. По дисциплинам, выносимым на экзаменационные сессии, выдавать вопросы студентам не позднее, чем за месяц до начала сессии. Конверты с экзаменационными билетами подписывать зам. директора колледжа по учебной работе также за месяц до экзамена.
3.4. Заполненную экзаменационную ведомость сдавать в учебную часть в день экзамена после его проведения (исключение составляют субботние дни).
3.5. Итоговые оценки за семестр по всем дисциплинам выставлять не позднее последнего дня занятий перед сессией.
3.6. Итоговые оценки по всем видам практик выставлять по окончании практики, ведомость о результатах практик сдавать в учебную часть в течение 3-х дней.
3.6. Итоговые оценки за месяц по всем дисциплинам выставляются к 15-му числу каждого месяца с учетом нарастания.
3.7. Классные руководители еженедельно контролируют посещаемость и успеваемость студентов группы и в конце каждого месяца сдают отчеты по текущей успеваемости и посещаемости, заведующим отделениями.
4. Организационно-методические требования
4.1. Молодые специалисты участвуют в работе школ начинающего преподавателя.
4.2. С целью повышения квалификации каждый преподаватель ежегодно сдает в методический кабинет не менее двух методических материалов по вопросам методики преподавания и воспитания (методическая разработка, методические указания и др.).
4.3. С целью повышения квалификации каждому преподавателю предоставляется возможность участвовать в профессиональных конкурсах, проводимых в колледже, региональном и всероссийском уровнях.
4.4. Каждый преподаватель должен контролировать выполнение студентами «Единых требований к студентам».
5. Ответственность преподавателя колледжа
5.1. Преподавателям колледжа запрещается:
5.1.1. Изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий) и график работы.
5.1.2. Отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перерывов (перемен) между ними.
5.1.3. Курить в помещении колледжа и на территории.
5.1.4. Удалять студентов или отпускать их с урока при вызове посторонними лицами.
5.1.5. Допускать присутствие посторонних лиц на уроке без разрешения администрации.
5.2. Преподаватели несут ответственность за:
5.2.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его должностным обязанностям.
5.2.2. Качество образования студентов в пределах преподаваемой дисциплины.
2.2.3. Объем реализации образовательных программ, предусмотренных учебным планом и графиком учебного процесса.
5.2.4. Жизнь и здоровье студентов во время проводимых занятий и мероприятий.
5.2.5. Материальный ущерб, нанесенный колледжу по вине преподавателя.
5.2.6. Иные деяния, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
ПОЛОЖЕНИЕ РАЗРАБОТАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора колледжа Заместитель директора колледжа
по НМР ______________ по УР __________