МАОУ СОШ № 1,
Трудности в работе над проектом. Способы их преодоления
Девиз (этой деятельности):
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и
криво, да сами» выдающийся немецкий
драматург и философ.
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, желания и способности. Несмотря на это, педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. В настоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование (7).
В последние годы в отечественной школе, в связи с переходом на новый ФГОС, наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентнстному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями, убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях, и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.
Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. На мой взгляд это связано с неготовностью внедрения метода проектов с одной стороны педагогами, с другой – обучающимися.
Как обстоит дело с практикой использования метода проектов в моей школе я узнала, проведя анкетирование среди преподавателей. Респонденты -20 человек
Был задан вопрос: «Используете ли Вы метод проектов в своей работе?»
В урочное время – 70% в той или иной мере используют на уроках, т. к. это необходимость.
Во внеурочное время - 50%, но нерегулярно
И только 2% респондентов дали положительный ответ о регулярном применении в своей работе проектной деятельности.
В чем причины неудачи? Попробуем разобраться.
Преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями, как мы видим, на всех этапах его реализации.
Первая трудность
В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется обучающимися. На практике часто учителя сами называют ее. Однако следует учесть, что детям в начальной школе трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого целесообразно подвести их к формулированию проблемы наводящими вопросами.
Вторая трудность
Следующей трудностью является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Для формирования у учащихся данных умений можно использовать прием «Дерево целей» и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.
Третья трудность
На третьем этапе проектной деятельности – выдвижения гипотез – не всегда удачно идет выдвижение как можно большего количества идей. Не всегда удачно идет «мозговая атака». Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. Автор книги «Латеральное мышление» Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать ответы на данном этапе /2/. Ведь критикуя, мы рискуем потерять. Гипотезы должны анализироваться и подвергаться выбору только после «мозговой атаки», а не во время ее проведения.
Четвертая трудность
Она заключается в неумении учениками составлять план деятельности на этапе планирования проекта. Т. Лазарев, директор по развитию; тренер-консультант, модератор, эксперт Петразаводского государственного унитверситета. в своей статье “Проектный метод: ошибки в использовании” указывает на следующие типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов школьных проектов: туманная логика достижения целей, слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов “на глазок”; отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам, неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана; отсутствие анализа возможных рисков проекта. Учитель должен научить учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На занятиях по русскому языку и литературному чтению - предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике - дать задание, написать план решения задачи.
Пятая трудность
Следующая трудность. с которой может столкнуться учитель – это неумение детей работать в сотрудничестве. Для этого существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др. /5/
Шестая трудность
На следующем этапе проектной деятельности – выполнение проекта - преподаватели очень часто сталкиваются с отсутствием или недостаточным уровнем информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Учителю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многими педагогами используются памятки, например, «Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке», «Работа с литературными источниками» и др.
Седьмая трудность
На этапе презентации, когда обучающиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Многие педагоги забывают об этом и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить школьника рефлексии. Для оценки процесса и результата проектной деятельности учащимся могут помочь вопросы /1/:
Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?
Что мы сделали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца.)
Как мы это сделали? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.)
Зачем мы это делали? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)
Какие умения нужны были для этого? (Вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.)
Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом?
(В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают, что выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей: художника, декоратора, гида и т. п.)
Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учеников, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке”. Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.)
Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточный результаты, осознавать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы.
Восьмая трудность
Итак, две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым.
Девятая трудность
Таким образом, учителя, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если учитель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая им проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения проектной деятельности можно и на обычных уроках.
В связи с этим (к. п.н., зав. лабораторией методики и информационного обеспечения развития образования Московского института открытого образования) выделяет три вида уроков:
Первый вид - проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.
Второй вид - урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Третий вид - урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.
Для достижения целей обучения в нашей педагогической деятельности мы придерживаемся общедидактических и методических принципов. Такие же принципы существуют и в проектной деятельности.
Они определены нашими отечественными учеными:
ü Принцип решения проблем -
ü Принципы пошаговости, обратной связи, продуктивности - и -Сибирская
ü Принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип совместной деятельности -
Предлагаем Вам высказать свое мнение по вопросу организации проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
1.Используете ли Вы метод проектов в своей работе?
В урочное время: Да Нет
Внеурочное время: Да Нет
В урочное и внеурочное время: Да Нет
2.Если вы ответили отрицательно, то что мешает Вам использовать метод проектов?
Слышал о методе проектов, но никогда не применял;
Мешает недостаток времени на подготовку и на проведение проектной деятельности на уроке ;
Пробовали использовать метод проектов, но успеха не добились;
Учащиеся выполняли проект без энтузиазма, как обычную работу;
Сложность в выборе темы;
Определение целей и задач;
Выдвижение гипотезы, предположений;
Проведение практической части: исследование, опыты;
Подготовка к защите, к ответам на вопросы.
Иное_______________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
ТАБЛИЦА 1 Трудности и пути их преодоления
Трудности | Пути их преодоления | Примечание |
|
Выбор темы, проблемы: интересна ребенку; исполнима, оригинальна, необычна, быстро выполнима, увлекательна. | Наводящие вопросы, беседа Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения , учебные интересы, хобби, личные проблемы и т. п Мотивация | ||
Организация этапа целеполагания | Прием «Дерево целей». Метод SMART | ||
Выдвижение гипотезы | Приём «мозговая атака» | ||
Планирование проекта | На уроках составлять план пересказа, сочинений, решения задач и т. п. | ||
Работа в группе, команде, сотрудничестве | Метод «Ажурная пила» Возможности использования: - при работе с текстом. Каждый учащийся получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал). Идёт обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т. к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией. | ||
Отсутствие или недостаточный уровень развития информационных знаний и умений у обучающихся | Обучать находить необходимый материал из нескольких источников, учить анализировать его и делать выбор. Оформлять. | ||
Рефлексия анализировать свою деятельность | Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это делали? Какие умения нужны были для этого? Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? | ||
Презентация проекта | Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Презентация - это речь и регламент | ||
Распределение ролей | Учитель – консультант, мотиватор, наблюдатель. Обучающийся – выбирает, принимает решения, выстраивает, оценивает. Родитель – помогает, советует, направляет |
Приложение 3
Таблица 2 Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.
Тип проекта | Преимущества | Проблемы |
Групповой | ● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; ● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся; ● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности; ● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников; ● такой проект способствует групповому сплочению. | ● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных; ● труднее организовать и координировать работу; ● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы; ● труднее оценить вклад каждого члена группы. |
Индивидуальный |
● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность; ● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора; ● ход работы и её результат зависят только от автора проекта; ● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора | ● не вырабатывается опыт группового сотрудничества; ● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; ● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта. |
Приложение 4
Таблица 3 «Вопрос – ответ» Разработка плана своего проекта обучающимся
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта | Проблема проекта |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему | Цель проекта |
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута | Образ проектного продукта (ожидаемый результат) |
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема | Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом |
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта | Перечисление основных этапов работы |
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться) | Развернутый план работы |
Когда ты будешь осуществлять все необходимое | Индивидуальный график проектной работы |
Задайте эти вопросы своему подопечному, и вы научите его планировать собственную деятельность (причем не только проектную). Хороший план - уже половина работы!
Продолжение
Управление любой из существующих в проектном управлении функций порождает необходимость учитывать во время работы десятки, а при реализации крупных проектов – сотни факторов и параметров. Система проектного управления позволяет систематизировать все процедуры и придать им целенаправленность. Поэтому любое проектное управление рассматривается как интегрированный процесс с огромным количеством взаимосвязей
Учитывая всю информацию, которая была дана выше, можно выделить ключевые проблемы, возникающие в ходе осуществления деятельности по управлению проектами. Необходимо осознать, почему часть проектов с привлечением квалифицированных специалистов оканчиваются провалом, а большая превышает все допустимые сроки реализации и объемы выделенных первоначально ресурсов.
Цель проекта . Очень часто случается ситуация, когда руководство компании, начиная реализацию проекта, либо не до конца осознают, для чего начинается проект и какие преследует цели, либо у них полностью отсутствует это понимание. Человеческая натура в совокупности с данной ей должностью предполагает, что прекрасно знает назначение деятельности, которую они ведут, однако в 90% случаев руководители не понимают цели проектов. Очень часто на вопрос «Зачем нужна реализация проекта?» менеджеры отвечают не точно, например, «построить новый цех», однако никто не говорит, зачем необходим этот цех.
Иногда, когда инициаторы ставят перед собой конкретные цели, они не разъясняют ее всем участникам процесса реализации. Совершенно неудивительно, что в ходе выполнения работ проектный коллектив может отклониться от изначальной задачи, направившись по другому направлению.
Бюджет проекта . Одной из ключевых проблем при реализации проекта становится отсутствие понимания, как необходимо оценивать проект и выделенный для него бюджет. Очень часто руководители и менеджеры путают понятия «оценка» и «формирование». Оценка позволяет учесть огромное количество субъективных факторов для получения результата.
Если компания выделит бюджет без предварительной его оценки, то в 90% случаев данный бюджет может оказаться слишком заниженным, и достичь поставленных целей в его рамках будет невозможно. Проблема, связанная с формированием бюджета, стоит очень остро и требует грамотного решения. Следствием неадекватного бюджета может стать появление проблем другого характера. Бюджет малого объема приводит к большим тратам, так как идет постоянное давление на него. Потребность в использовании в ходе реализации современного оборудования, информационных технологий, других инструментов – все это окажется не удовлетворенным. Такой подход повлияет на мотивацию сотрудников, их общий психологический настрой, что в итоге выльется в снижение эффективности работы, а в некоторых случаях – в дополнительные траты.
Сроки реализации . Одна из основ успешной реализации проекта заключена в жестком соблюдении установленных сроков. Выполнение работ в оговоренный временной промежуток может стать снижением всевозможных негативных явлений в ходе реализации.
Часто на начальном этапе команда считает, что у нее еще очень много времени, и некоторые, краткосрочные задержки никак не повлияют на конечный результат и будут легко наверстаны. Однако сделать это удается лишь к заключительной стадии с привлечением дополнительных бюджетных средств. Кроме того, проект может выйти за временные границы, что влечет новые расходы, недовольство заказчика, попытка быстро его завершить и, как следствие, плохое качество конечного продукта.
Отметим самые главные причины, которые влияют на появление данного явления:
- Размывчатые цели и отсутствие анализа рисковых явлений не дают спрогнозировать точно необходимый для достижения цели бюджет;
- Мысль о том, что времени еще достаточно, подогреваемая верой в то, что руководители или менеджер проекта держат ситуацию под контролем, приводит к дополнительным расходам и растягиванию сроков;
- Часть руководители мерят компетентность своих сотрудников на основе собственной производительности, что приводит к ошибкам при планировании сроков реализации, а также завышению самооценки подчиненных;
- Часто перекрывающиеся стадии работы становятся причиной снижения эффективности работы из-за постоянной необходимости вносить корректировки;
- Потребность в выполнении работ в установленные сроки приводит к тому, что проектная команда хочет как можно быстрее избавиться от проекта. Это становится причиной смещения от получения качественного продукта к мимолетному эффекту для убеждения заказчика, что все работы выполняются в соответствии с разработанным планом;
- Чрезмерный расход имеющихся ресурсов, например, при заключении договоров субподряда, является причиной повышения стоимости конечного продукта и растягиванию сроков;
- Мотивация всех членов команды снижается в тех проектах, где поставленные цели слишком сложны и неоднозначны. Это приводит к снижению производительности в целом.
Трудовые ресурсы . Во время использования трудовых ресурсов возникает множество вопросов, главный из которых – почему некоторые участники процесса совершенно безразличны к тем целям, которые стоят перед проектной командой, в то время как руководители пытаются решить поставленные задачи, не жалея ни сил, ни времени. Сотрудник – ключевой ресурс в любой проектной деятельности, так как именно сотрудники обрабатывают все остальные виды ресурсов. Но использование к сотрудникам термина «ресурс» дает руководителям представление, что подчиненные должны по первому требованию приступать к любой задаче с необходимой для ее выполнения компетентностью. Очень часто получается ситуация, когда руководитель и исполнитель хотят считать исполнителя лишь ресурсом; это избавляет от необходимости вникать в сложности и проблемы других участников процесса. В тех проектах, в основе которых лежит использование человеческих ресурсов, и где не учитывается индивидуальные особенности каждого члена коллектива, социальных составляющих, культуры поведения, возникают большие проблемы, ведущие к краху.
Организационная структура . Любой проект находится под началом компании, организационная структура которой оказывает огромное влияние, и на процесс реализации, и на успех всего мероприятия.
В настоящее отечественных организаций распространен функционально-ориентированный подход при реализации проектов; иногда он называется структурным подходом. Основой такого подхода заключен в разделении функций на отельные, мелкие фрагменты, а также в узкой специализации участников проекта.
В структурном подходе основные решения касались только распределение должностей и полномочий среди членов проектной команды, то есть такой подход представлял собой структуру вертикальной направленности, которая выполняет административно-властные взаимодействия. В современном мире такой подход, особенно в той его части, где идет речь о проектном управлении, слишком стар и узконаправлен, так как само определение власти в компании сейчас претерпевает серьезнейшие трансформации. Теперь на поведение структурных единиц влияют не только управленческие команды, но и горизонтальные взаимоотношения между подразделениями.
Любой проект, который представляет собой комплекс одноразовых мероприятий, характеризуется наличием четко поставленной цели, высокой неопределенностью в будущем, ограниченностью в ресурсах, наличием рисков в ходе выполнения работ, наличием сроков реализации. Достижение поставленных целей требует от команды грамотной и эффективной координации.
Но при исследовании соответствия организационной структуры к той системе коммуникаций, которая сложилась между участниками проекта, и к требованиям, предъявляемым внешним окружением, показывает, что функционально-ориентированный подход для управления проектами является малоэффективным.
В настоящее время огромную популярность получил процессно-ориентированный подход, направленный построение новой структуры организации. В его основу положено следующее определение процесса управления: это комплекс повторяемых функций, которые трансформируют входной материал, в качестве которого выступает информация, в конечный продукт (товар или услугу) на основе тех правил, которые были установлены до начала реализации проекта. В основе процессного подхода лежит уход от вертикальной структуры управления к горизонтальной.
Так как деятельность любого предприятия – это интегрированный и взаимосвязанный процесс, то внедрение процессного подхода подразумевает управление деятельностью, а не структурой, которым характеризуется функциональный подход, долгое время остававшийся основным подходом в отечественной бизнес – сфере.
Процессный подход позволяет:
- Быстро подстраиваться под любые изменения (внутренние и внешние), так как выполнять функций, между которыми нет связи, намного сложнее;
- Нацелить всех участников проекта на достижение поставленных целей. В функциональном подходе все стремятся удовлетворить потребности и желания руководителя;
- Сократить расходы, так как процессный подход эффективно избегает любого дублирования функций и дополнительных издержек.
Перейдем к рассмотрению некоторых результатов, полученных в ходе внедрения процессного подхода в компании:
- Срок реализации проекта сокращается при одновременном улучшении качестве получаемой продукции за счет того, что отпала потребность в вертикальной передачи информации от одного подразделения к другому;
- Есть возможность оценить эффективность тех или иных функций с точки зрения эффективности процесса в целом;
- Происходит согласование конечного результата на различных этапах между заказчиком и исполнителем;
- Значительно снижаются издержки на разработку и производство конечного продукта, что положительным образом влияет на итоговую стоимость товара или услуги;
- Внедрение процессного подхода позволяет сформировать систему мотивации персонала, основанную на ее достижениях: чем выше результат, тем больше вознаграждение.
Процессный подход делает систему управления более гибкой, которая ориентирована на постоянную оптимизацию процесса и повышение качества итогового результата, снижение себестоимости и удовлетворение потребностей и желаний заказчика.
В прошлом считалось, что опыт управления проектами практически нельзя обобщить, поскольку каждый проект уникален, как следствие такой области, как «решение проблем» уделялось мало внимания. Но постепенно становится очевидным, что управление проблемами является ключевым ингредиентом успеха проекта: с проблемами надо разбираться, иначе прогресс замедлится, и проект пострадает.
Накопленный опыт позволяет составить определенный алгоритм решение проблем, складывающийся из последовательных шагов.
Алгоритм «Решение проблем»
Распознавание проблемы
Прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: связан ли симптом с существующей проблемой; можно ли объединить симптом с чем-то, происходящим в настоящий момент; каковы характерные черты проблемы; какую приоритетность следует ей приписать; что нужно сделать с проблемой сначала.
Анализ проблемы
Для этого используется сочетание прямых наблюдений, интервью, обзоров документов и заседаний. При сборе информации не всегда целесообразно привлекать внимание к проблеме - целесообразно говорить о симптомах и возможных действиях. Рекомендуется начать с сотрудника, который предложил усовершенствование, собрать как можно больше информации, определить категорию проблемы, дать ее трактовку - от консервативной до радикальной, сосредоточиться на действиях.
Определение альтернатив
- ничего не делать;
- реструктурировать проект без новых ресурсов;
- добавить ресурсы для решения проблемы, не обращая внимания на стоимость;
- перераспределить ресурсы внутри команды проекта;
- устранить ресурсы из проекта;
- расширить масштаб и/или цель проекта;
- сузить масштаб и/или цель проекта;
- решить проблему за пределами проекта;
- изменить технологию работы в проекте.
Принять решение проблем
Действия в данном контексте обычно подразумевают или политику, или изменения плана и меры в отношении ресурсов. Выбрав решение и определив действия, следует проинформировать топ-менеджмент о проблеме и рекомендованном подходе.
Объявление о решении и действиях
Одновременно с принятием решения проблемы!
Совершение действия
Совершать действия следует одновременно: если делать это последовательно, некоторое время будет существовать «гибрид» старого и нового.
Проверка и контроль исполнения
Результаты действий и решений должны проявиться вскоре после их претворения в жизнь. Для этого следует ответить на вопросы: вылечена «болезнь» или только ее симптомы; не создают ли побочные результаты решений новые проблемы; существуют ли дополнительные области, где можно применить эти действия, и решения с небольшими дополнительными усилиями.
Для практического применения можно предложить три различных по уровню детализации способа структуризации и анализа возникающих проблем:
- формулирование проблемы и возможные последствия;
- выделение определенных проблемных областей и мониторинг потенциальных сложностей;
- структуризация проблем и возможных способов их решения.
Каждый из этих методов имеет как преимущества, так и недостатки. На практике возможна любая их комбинация. Главное - осознать: проблемы можно структурировать и анализировать с использованием определенных алгоритмов. Далее приводятся примеры рассмотрения проблем различными способами.
Всегда существует несколько вариантов решения проблемы, но использование неправильного подхода может лишь усугубить ситуацию. Даже чрезмерным привлечением внимания к проблеме можно нанести вред - иногда это вызывает панику. Еще один вариант - набрать новых членов команды, однако их придется вводить в курс дела, что отвлечет сотрудников от продуктивной работы и замедлит координацию и принятие решений.
Первый метод
Возникающие в процессе реализации проекта проблемы можно условно разделить на несколько групп и порекомендовать некоторые методы их наиболее эффективного решения.
Проблема 1. Моральный дух команды: если моральный дух слаб, разумно укреплять его «снизу вверх», повышать уверенность сотрудников в себе, обеспечивать дополнительную поддержку. Если моральный дух силен, не обольщайте себя тем, что все идет хорошо, - у команды может быть просто завышена самооценка.
Проблема 3. Неэффективность управления крупным проектом: можно разбить команду на подкоманды, планируя их взаимодействие.
Проблема 4. Создание дружеской атмосферы: если в проекте участвуют сотрудники, имеющие сложные отношения друг с другом, не стоит заставлять их работать вместе. Нужно организовать выполнение задач таким образом, чтобы ограничить их контакт.
Проблема 5. Управление технологией: неразумно воспринимать технологию как должное - любая технология требует управления и активной оценки ее использования.
Проблема 6. Изъятие из проекта критически важных ресурсов: следует с самого начала учитывать, что такая угроза существует; четко представлять себе потребности, настаивать на получении определенных ресурсов, учитывая при этом состояние бизнеса фирмы в целом.
Проблема 7. Низкие показатели деятельности и отставание от графика: прежде всего необходимо выявить причины ее возникновения (задачи не были включены в план; проект вовремя не получает ресурсов; команда не выполняет работу в срок и т. д.). Часть проблем можно предотвратить за счет четкого планирования, однако, если проблема все же возникает, стоит поговорить с командой и выяснить, что можно сделать, чтобы разрешить ее с имеющимися ресурсами.
Проблема 8. Координация работы с поставщиками и подрядчиками: еще до начала проекта следует выяснить личный интерес поставщика или подрядчика и использовать его. При выборе поставщиков или подрядчиков необходимо четко формулировать задачи проекта. Для облегчения координации работы с ними выявить зависимости между проектами; определить способы контроля качества и изменения графика и приоритетов; установить процесс координации между проектами на уровне менеджера проекта и ниже.
Второй метод
Рассмотрим три проблемы, которые могут возникнуть в группах, их причины и возможные пути решения.
Проблема 1. Низкие результаты работы. Клиент считает, что группа не заинтересована в решении проблемы и ее члены не способны работать вместе.
Возможные причины:
- члены группы не могут достичь согласия по поводу задачи группы;
- задача группы в отношении результата и ресурсов была поставлена нечетко;
- менеджеры не справляются с работой;
- руководитель проектной группы не имеет соответствующих полномочий или лидерских качеств;
- члены группы не обладают достаточными техническими и функциональными качествами.
Возможные способы коррекции ситуации:
- более четко сформулировать задачу группы;
- прояснить разделение функций и подотчетность в группе;
- организовать тренинг руководителю группы по лидерству;
- провести тренинг для членов группы по техническим и функциональным навыкам.
Проблема 2. Личностные конфликты в группе. В команде проекта существуют очень сильные противоречия. Основываясь на опыте, предположим следующие причины межличностных конфликтов в группах:
- члены группы уверены в том, что именно они, а не менеджер, несут полную ответственность за результаты работы группы;
- руководитель группы не распределил задания и ответственность между членами группы.
Возможные пути решения проблем:
- дать понять членам группы, что руководитель отвечает за результат ее работы;
- объяснить каждому сотруднику круг его обязанностей и ответственности и провести общее собрание для разрешения возникших конфликтов.
Проблема 3. Члены группы не могут работать как одна команда. Одна из наиболее распространенных проблем, как в функциональных, так и в проектных группах. Возможные причины:
- руководители не могут прийти к согласию по поводу конкретной задачи группы и подотчетности;
- задача группы была поставлена нечетко с точки зрения результата и ресурсов.
Решение: проконсультировать топ-менеджмент по поводу распределения между ними полномочий и ответственности.
Во всех трех случаях мы рассматривали ситуации с иерархической структурой группы. Предположим, мы имеем дело с группой партнеров. В зависимости от предполагаемых причин проблем, можно предложить одно из следующих решений:
- выработать коллективное видение задания группы в отношении ресурсов и результатов;
- выработать персональное видение задачи каждого в отношении ресурсов и результатов;
- обсудить совместно значимость разделения обязанностей и распределить сферы ответственности между членами группы;
- провести обучение членов группы по лидерству, навыкам межличностного общения и техническим. Особый акцент сделать на коллективных обсуждениях, разрешении конфликтов.
Разумеется, это далеко не полный список проблем, причин их возникновения и возможных действий. Но сама методология анализа ситуации достаточно универсальна.
База данных по проблемам. По опыту, полезно иметь базу данных по проблемам, для составления которой не требуется много усилий. Вот ее основные элементы: опознавательный код проблемы; статус (выявлена, решена, анализируется, завершена и пр.); уровень приоритетности; на что воздействует; дата возникновения; описание; сотрудник, отвечающий за проблему; дата ожидаемого решения; код решения (заменен на другой, решено, отложено на неопределенный срок, завершено); решение по проблеме; действия; комментарии.
Резюме
Возникновение тех или иных проблем в процессе выполнения проекта - нормальное явление. Существует немало разнообразных методов их структуризации и разрешения. Выбор наиболее эффективного метода зависит от множества разных обстоятельств. Главное - работать над разрешением проблем систематически и организованно. Накопленный опыт позволяет выявить обычные ошибки при решении проблем:
- неосведомленность о проблеме;
- неверный «диагноз»;
- решение не «продано» топ-менеджменту;
- принятие решений без запланированных действий;
- действия при отсутствии рамок решения;
- неспособность действовать тогда, когда нужно;
- действия, не соответствующие принятым решениям.
Пятенко Сергей Васильевич,
генеральный директор «Экономико-правовой школы ФБК»,
д.э.н., магистр делового администрирования
Просмотры: 7 505
Почему при выполнении проекта внутри компании возникают проблемы, которые могут привести к провалу начинания. Об этом рассказывает наш эксперт Максим Якубович. Он также дает рекомендации по их решению.
2 . Совмещение ролей. Теперь представьте, что руководителем внедрения CRM назначили начальника отдела продаж и его же определили заказчиком. Из-за отсутствия опыта в управлении проектами он явно допустит ошибки при планировании, чем заложит «бомбу» под всю работу. А совмещение двух ролей приведет к тому, что он начнет исправлять допущенные при планировании ошибки через компромисс с самим собой (в вопросах требований к CRM-системе). Например, ИТ-компания не успевает реализовать функционал, связанный с получением отчетов по сделкам. Специалист может отказаться от этой опции. А на этапе запуска системы, в случае неудачи, все свалить на ИТ-компанию или сотрудников, которые не умеют пользоваться программой.
Мое убеждение - между руководителем проекта и заказчиком должен быть здоровый «конфликт интересов»: руководителю нужно сдать проект в срок и бюджет, а заказчику - получить ожидаемый результат и начать его использовать. Поэтому я выступаю за то, чтобы во внутренних проектах не совмещались роли руководителя и заказчика.
3. К чему приводит непонимание роли заказчика проекта - со стороны сотрудника, который на эту роль назначен?
Обратимся к примеру с CRM. Во-первых, начальник отдела продаж должен понимать, что, будучи заказчиком, он принимает все решения, касающиеся требований к результатам проекта. Нужно брать на себя ответственность за принятие таких решений, а не пытаться переложить ее на руководителя или спонсора. Иначе это приведет к затягиванию сроков и срыву хронометража всего проекта.
Во-вторых, начальник отдела продаж должен отвечать за согласование всех требований к результату проекта, а не только тех, что нужны для улучшения показателей работы его отдела. С этим может быть сложность, т.к. требования других подразделений, скорее всего, будут казаться не столь важными и ими заказчик может пренебречь.
4. О тсутствие у сотрудников мотивации для внедрения CRM-системы приведет к саботажу ввода нового ПО. Сроки реализации задачи при таком подходе увеличатся. Возможно, проект и вовсе будет закрыт без достижения каких-либо результатов.
5. Проблема с выделением запланированного времени - если сотрудник совмещает работу в проекте с основной занятостью, то в приоритете у него, скорее всего, будет основная работа. А это ставит под угрозу своевременное выделение ресурсов и развалит даже хорошо спланированный проект. Подробнее о проблеме я писал .
6. Отсутствие практики отчетности по проектным задачам выражается в том, что сотрудники не хотят заполнять отчеты. Из-за этого руководителю трудно понять, все ли идет по графику или уже наметились отставания. Это чревато потерей управляемости проекта.
7. Отсутствие правил приемо-сдаточных испытаний при сдаче проекта приведет к тому, что заказчик не будет понимать, как проверить, насколько адекватно реализованы требования к результатам. Это приведет к затягиванию сроков в целом.
В ситуации, когда начальник отдела продаж совмещает роли заказчика и руководителя, он найдет способ договориться с самим собой и принять проект. При этом качество работ вряд ли будет проверено должным образом. Существует вероятность, что при эксплуатации CRM-системы сотрудники компании будут «мучаться» с недоработанным продуктом.
У меня был опыт управления внутренним проектом компании, где не было регламентированной процедуры приемки-сдачи. Мы долго «бодались» с заказчиком, чтобы прийти к согласию в этом вопросе. После этого я решил, что для любого внутреннего проекта, еще на старте, должна быть прописана процедура приемки-сдачи результатов. Согласовать эту процедуру должен заказчик.
Итак, проблемы внутренних проектов разобрали, перейдем к рекомендациям по их решению:
В заключении хочу отметить, что мой опыт не покрывает всех возможных проблем. Возможно, я упустил какие-то важные моменты. Вы также можете быть не согласны с предлагаемыми решениями. Если так - жду ваших предложений в комментариях к статье. Подумайте об этом.
Максим Якубович
Эксперт по управлению проектами, консультант и бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и сейчас».
Опыт работы в сфере управления проектами - более 10 лет.
20 выполненных проектов в роли руководителя проекта и руководителя программы проектов.
Опыт преподавания - 10 лет. Около 2200 студентов, прошедших обучение на его семинарах.
Преподаватель модуля «Управление проектами» Русской школы управления.
Приглашенный преподаватель курса «Управление проектами» в Британской Высшей школе дизайна.
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 2
Наибольшие сложности вызывает прогнозирование крупных и международных инвестиционных проектов, как правило, строительных. Основными причинами трудностей, возникающих при их прогнозировании, являются.
Объективные факторы:
- рост цен на строительные компоненты (материалы);
- уточнения технических решений на различных этапах реализации проекта;
- существенные технические изменения, вносимые в проект;
- дополнительные нормативные требования, в том числе в области безопасности и экологии;
- задержки в строительстве и простои, вызванные как финансовыми, так и нефинансовыми причинами;
- социальные обязательства;
- ухудшение состояния денежного рынка в стране, где реализуется проект: рост инфляции, изменение условий налогообложения, девальвация и т.д.;
- особым фактором удорожания строительства исследователи считают комплексность и сложность проекта, что повышает уровень неопределенности по причине сочетания различных по природе рисков.
Субъективные факторы:
- стремление менеджеров проектов к более легкому утверждению и запуску проектов;
- выдвижение подрядчиками в ходе тендеров заниженных финансовых предложений для усиления своих конкурентных позиций;
- "политические решения" о начале реализации проектов.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Объективные факторы. Прогнозирование крупных и международных проектов с каждым годом становится менее эффективным несмотря на вроде бы апробированные модели прогнозирования и наличие опыта реализации разнообразных проектов. Приведем немного статистики. Проведенное Ольборгским университетом (Дания) исследование 260 проектов, реализованных в 1910 - 1998 гг. в 20 странах мира, показало, что 90% из всех них были выполнены с превышением начальной сметы. В большинстве случаев удорожание составляло от 50 до 100% от начальной стоимости, по некоторым проектам оно увеличилось в 10 - 20 раз.
Наиболее значительный перерасход наблюдался при строительстве Суэцкого канала, конструировании сверхзвукового пассажирского лайнера "Конкорд" (США), строительстве Трансаляскинской нефтепроводной системы и автострады "Биг Диг" (Бостон). В них фактические затраты превысили первоначальную смету в 19, 11, 8 и 5 раз соответственно. Не лучше дело обстояло и в России. Одним из наиболее масштабных проектов в России и в мире стало строительство Сибирской железнодорожной магистрали (СЖМ), решение о котором было принято в 1897 г. Большая часть заседаний комитета по строительству СЖМ была посвящена пересмотру и увеличению первоначальной строительной сметы (350 млн руб.) по отдельным участкам трассы. Итоговый перерасход средств по строительству СЖМ (с учетом Китайско-Восточной железной дороги) составил 186%. Другой известный проект (правда, уже в СССР) - строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). В ходе строительства, длившегося несколько десятилетий, бюджет был превышен в 5 раз и составил 10 млрд руб. Перерасходы всегда были характерным явлением в секторе электроэнергетики СССР, например, при строительстве Волжской ГЭС (1950 - 1958 гг.) и Иркутской ТЭЦ (1952 - 1961 гг.) <1>.
<1> История реализации крупных проектов в бывшем СССР показывает, что перерасходы были обычным явлением, и углубленный анализ их причин был скорее исключением, чем правилом. Поиск конкретных виновников перерасходов часто заменял системный подход к управлению проектом.Причины удорожания проектов в плановой и рыночной экономике внешне отличаются, но системные факторы от государственного режима не зависят. Применительно к масштабным проектам различные внешние причины можно рассматривать как выражения аналогичных системных проблем:
- неспособность в ограниченные сроки и в ограниченных секторах мобилизовать ресурсы, необходимые для крупного строительства. Часто проекты требуют принципиально иных по масштабам ресурсов и новых технологий, которые не использовались ранее;
- крупный проект в большинстве случаев является саморазвивающейся системой, элементы которой требуют постоянной корректировки;
- крупные проекты, как правило, высокочувствительны к изменениям в политической и правовой сферах;
- для них характерны высокие затраты на адаптацию к окружающей среде и охранные меры.
Наибольшее влияние на изменение параметров проектов оказывает:
- изменение цен (даже при небольшом прогнозном горизонте) влияет на стоимость проекта в среднем на 40 - 50%;
- проблемы, связанные с усложнением технических решений. Полностью предусмотреть все потенциальные технические риски практически невозможно, особенно если речь идет о работах в регионах со сложными климатическими условиями или о реализации инновационных проектов;
- экологический фактор. Строительство крупных объектов почти всегда сопряжено с негативным социальным эффектом. Изначальное согласование экологических параметров с профильными государственными структурами не страхует инициаторов от дополнительных сложностей. Активность природоохранных негосударственных организаций и фондов постоянно усиливается <2>;
- правовой аспект. Строительство крупных проектов попадает под действие множества нормативных документов - от федеральных законов до распоряжений (приказов) местных властей. Изменение правового поля в любой его части может привести к приостановке проекта, однако их комплексный прогноз на всех уровнях почти невозможен;
- управление. Организация международных проектов - сложная управленческая задача, которая сопряжена с различного рода ошибками.
Рассмотрим проблемы удорожания проектов на примерах отдельных отраслей.
Для транспортных строительных проектов характерен ряд свойств, присущих большинству крупных проектов:
- высокая стоимость реализации;
- влияние сложных природных условий, геологические параметры и географическая протяженность;
- высокий уровень нормативного регулирования транспортного строительства;
- участие совместного капитала - частного и государственного;
- сложная система связей с поставщиками и подрядчиками, образующая цепочку межотраслевых взаимодействий;
- большое влияние проекта на жизнедеятельность населения, проживающего в районе строительства;
- высокий уровень воздействия на окружающую среду.
Исследования показывают, что из 10 транспортных инфраструктурных проектов в девяти имеет место перерасход средств, при этом:
- итоговая стоимость железных дорог в среднем на 45% выше изначально определенной стоимости;
- итоговая стоимость стационарных сообщений (туннелей и мостов) в среднем на 34% выше изначально установленной стоимости;
- итоговая стоимость дорог в среднем на 20% выше изначально установленной стоимости.
Итоговая стоимость всех типов транспортных проектов в среднем на 30% выше начальной стоимости (примеры по некоторым проектам приведены в табл. 1).
Таблица 1
Примеры перерасхода средств по различным проектам
Источник: "Эксперт РА".
Главной причиной удорожания проекта строительства железнодорожного туннеля Большой Бельт в Дании на 80% стали экологические проблемы, выявленные уже в ходе проекта. Превышение начальной стоимости работ по строительству туннеля под Ла-Маншем вызвано комплексом причин, среди которых изменение требований по безопасности, задержки в строительной фазе и рост цен, который сам по себе увеличил стоимость проекта уже на 40%.
По мнению специалистов (в частности, менеджера одной из крупнейших в мире шведской строительной компании Skanska Я. Отса), при строительстве крупных объектов вполне допустимо превысить смету на 20 - 30%, а при строительстве, например, подземного или подводного туннеля двукратный перерасход средств считается нормальным явлением. Эстонская газета "Деловые ведомости" приводит факты реализации дорожных проектов в Таллине, которые подтверждают мнение Отса. По данным финансового отчета таллинской городской управы за 2001 г., только при дорожном строительстве запланированный бюджет был превышен на 107% - с 84 до 175 млн крон, при этом ни одна фирма (!) не уложилась в заявленную смету.
Согласно данным табл. 2, для рассмотренных проектов наиболее часто встречающейся причиной удорожания стало уточнение технических решений на стадии проектирования. Во вторую очередь удорожание связано с простоями и задержками в строительстве, которые влекут за собой штрафы, неустойки и даже устаревание уже построенных сооружений. Важным фактором удорожания российских и зарубежных проектов являются также изменения в нормативной базе, регулирующей исполнение строительных работ. Чем больше период реализации проекта, тем выше вероятность законодательных изменений и дополнений, влияющих на стоимость проекта.
Таблица 2
Причины и комментарии по поводу удорожания крупных проектов
Проект | Начальная стоимость | Удорожание | Основные причины удорожания | Комментарии |
1. Коммуникационный туннель через реку Иртыш, Семипалатинск, Казахстан | 3,5 млн долл. США | 71,4% | Изменение проектных решений для повышения экологической безопасности (замена полупроходного канала на туннель) | Приведены данные на июнь 2002 г., когда строительство туннеля не было завершено. Факт затопления туннеля и приостановка строительства по причине недостаточного финансирования со стороны казахстанского правительства, по всей видимости, привели к дальнейшему удорожанию проекта |
2. Ликвидация участка "Размыв" (восстановительные работы при строительстве питерского метрополитена), Россия | 1 млрд руб. | 46,4% | Простои из-за несвоевременного финансирования со стороны городских властей | Удорожание оценено в рамках объема финансирования на 2004 г. |
3. Кольцевая автомобильная дорога (КАД), Санкт-Петербург | 24 млрд руб. | 166% | Уточнение технических решений в связи со сложными геологическими условиями, длинная цепочка поставщиков, простои из-за перебоев в финансировании | Строительство КАД должно было завершиться в 2005 г., полный ввод в эксплуатацию был запланирован на 2007 г. |
4. Автовокзал "Московский", Минск | 11 млн руб. | 54,5% | Рост цен, применение новых строительных материалов, введение новых строительных стандартов | Строительство было осуществлено в период с 1987 по 1999 гг. |
5. Автострада "Биг Диг", Бостон | 2,6 млрд долл. США | 461,5% | Рост цен, дополнительные требования по экологии, затраты на поддержание порядка и безопасности | Оценка произведена по данным апреля 2003 г. - момента ввода в действие моста, туннеля и почти полного окончания строительства. Администрация штата Массачусетс в настоящее время проводит детальное расследование причин удорожания |
Источник: "Эксперт РА".
Объекты нефтегазового комплекса. Процесс ввода в эксплуатацию месторождений в начале нового столетия более труден, чем в 1970-е гг., а себестоимость одной тонны разведанных запасов углеводородного сырья становится с каждым годом все выше. Как правило, разработка нефтяных месторождений реализуется в крайне тяжелых природных условиях. Расстояния от промыслов до крупных населенных пунктов могут составлять до нескольких тысяч километров, что существенно усложняет доставку грузов, топлива, техники, продовольствия и рабочих к месту проведения работ. Труднодоступность линий электропередач вынуждает создавать и использовать автономные источники энергии, что в условиях энергоемкости проектов существенно увеличивает себестоимость. Недосягаемость большинства промыслов требует развития дорогостоящей дорожной инфраструктуры в начальной стадии проекта, что сопряжено с крупными финансовыми издержками. Наименее прогнозируемы риски, связанные с технологиями геолого-разведочных работ, в свою очередь зависящие от природных факторов.
Как уже указывалось, к нефтегазовым проектам обычно относят не только разработку месторождений, но и строительство транспортной инфраструктуры - трубопроводов. Причины удорожания их строительства аналогичны обычным крупным транспортным проектам. Большая территориальная протяженность трубопроводов и сложные климатические условия во многом определяют высокую вероятность погрешности в расчете их стоимости. В последние десятилетия серьезным фактором удорожания стали коррективы нормативной базы в части соблюдения экологических требований на всех участках строительства, серьезно возросли расходы, связанные с охраной окружающей среды, в том числе и по причине появления новых современных технологий (табл. 3).
Таблица 3
Основные сырьевые проекты и обстоятельства их удорожания
Наименование проекта | Начальная стоимость (млрд долл. США) | Удорожание | Основные причины удорожания | Комментарии |
1. Баку - Тбилиси - Джейхан | 3,2 | 12,5% | Задержки в реализации проекта, принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности в Грузии, снижение курса доллара по отношению к другим ведущим мировым валютам, повышение цен на оборудование и услуги в нефтяном секторе | Данные приведены по состоянию на ноябрь 2004 г., когда строительство нефтепровода было выполнено на 99% |
2. Разработка газоконден- сатного месторождения Шах-Дениз (Азербайджан) | 3,2 | 25% | Повышение стоимости материалов, используемых для строительства, девальвация американского доллара, в котором была рассчитана стоимость проекта | По данным компании BP, партнера проекта, удорожание в основном коснулось строительства платформы TPG-500 |
3. Проект Сновит - строительство комплекса по производству СПГ <3>, Норвегия | 5,8 | 30% | Существенное изменение проектных решений, изменение условий налогообложения | По данным на середину 2004 г. строительство в рамках проекта не продолжается |
4. Модернизация Кременчугского НПЗ | Не известна | 30% | Рост цен, отсутствие конкуренции при выборе подрядчиков | - |
5. SWG (развитие мелководной части Гюнешали - реабилитация старого участка и освоение нового), Азербайджан | 0,5 - предварительные расчеты ГНК, 0,7 - ТЭО | 114,3% | Постепенное снижение продуктивности разрабатываемых пластов и необходимость вложения средств в новые способы добычи и интенсификацию нефтеотдачи пластов, рост износа оборудования | Данные об удорожании приведены по состоянию на 2001 г. Оценка удорожания произведена по отношению к данным ТЭО (1997 г.) |
6. Трансаляскинская нефтепроводная система | 0,9 | 788,9% | Дополнительные затраты на установку опор для наземной части трубопровода, меры по защите трубопровода от взрыва при землетрясении, рост цен | - |
7. Строительство крупной трубопроводной системы (первая очередь), Россия | 0,4 | 20,7% | Рост цен, изменение конструкции гидротехнических сооружений, уточнение технических решений для повышения надежности и экологической безопасности системы, обеспечение необходимой инфраструктуры порта | Наряду с перерасходом по отдельным статьям произошла значительная экономия средств |
8. Каспийский трубопроводный консорциум | 2,1 | 76% | Не известны | По данным 1998 г. |
9. Опытно- промышленная разработка морского месторождения Кашаган, Казахстан | 7 | 114% | Рост цен, необходимость дополнительных геологических изысканий, затяжка в получении/ отсутствие необходимых согласований и разрешений и др. | Крупнейший нефтяной проект Казахстана разрабатывается на условиях раздела продукции. Первоначальный расчет стоимости был произведен в начале прошлого десятилетия |
Источник: "Эксперт РА".
Приведенные данные об удорожании нефтегазовых проектов позволяют сделать следующие выводы. Рост цен является наиболее распространенной причиной удорожания. Второй причиной стало уточнение технических решений или переход на новые решения, что характерно для проектов, осуществляемых в сложных климатических условиях. Менее выражены, но не менее значимы нормативные требования и распоряжения контролирующих экспертных органов. В некоторых случаях превышение сметы связано с отчислениями на социальные программы, однако они не влияют на проект существенным образом.
Характерным примером удорожания нефтегазового проекта является строительство первой очереди крупной трубопроводной системы в России. Причины роста проектных издержек имеют комплексный характер (указана доля каждой статьи в общем объеме удорожания):
- рост цен на оборудование, материалы, электроэнергию, трубную продукцию, строительные работы, нефтепродукты и услуги - 50,4%;
- уточнение технических решений - 16%;
- исполнение дополнительных работ по строительству объектов второй очереди - 14,7%;
- изменение конструкции гидротехнических сооружений - 8,9%;
- дополнительные затраты на землеотвод - 5,1%;
- соглашение с администрацией региона о целевом финансировании жилищного строительства - 3,5%;
- обеспечение необходимой административной инфраструктуры терминала (организация таможенной и пограничной служб, их обеспечение необходимым жильем) - 0,9%;
- очистка территорий строительства от взрывоопасных предметов - 0,5%.
Наряду с перерасходом по ряду статей произошла экономия средств (в частности, вместо закупки средств они были арендованы, часть затрат была перенесена на более поздний период).
Анализ причин избыточных расходов также указывает на ведущую роль ценового фактора, в том числе инфляции. Активное строительство первой очереди системы производилось в 2000 - 2001 гг., когда средние показатели инфляции составляли более 32%. Если бы проект осуществлялся в современных условиях, влияние инфляции было бы меньшим, но вряд ли рост цен утратил бы решающее значение.
Разработка Кашаганского нефтяного месторождения в Казахстане является крупнейшим проектом в Каспийском регионе, она ведется на условиях соглашений о разделе продукции. Инвестор проекта - Северо-Каспийский консорциум (СКК), оператор - один из участников СКК, итальянская компания "Аджип ККО".
На первом этапе надлежало произвести опытно-промышленную разработку месторождения; начало добычи нефти намечалось на 2005 г. По последним данным, фактическая добыча состоится не раньше 2009 г. Одновременно с увеличением сроков ввода в эксплуатацию двукратно возросла стоимость опытной разработки, что увеличило общую стоимость проекта на 5 млрд долл. США - до 29 млрд долл. США. Эксперты обращают внимание, что по мере роста бюджета возрастает давление на инициаторов со стороны правительства Казахстана на предмет увеличения донорской поддержки. Видимо, донорские отчисления становятся дополнительной "платой" за изначально допущенные промахи в идентификации расходов на проект <4>.
<4> По оценкам "Аджип ККО", основными причинами удорожания проекта являются:- рост мировых цен на оборудование и услуги для нефтяной области;
- увеличение количества оценочных скважин;
- задержки из-за необходимости получения многочисленных разрешений в различных ведомствах республики;
- задержки в выполнении финансовых обязательств некоторыми акционерами;
- ошибки в расчетах при оценке затрат и др.
Особый интерес представляет проект Трансаляскинской трубопроводной системы (ТАТС), которая была построена с огромным превышением первоначально рассчитанной стоимости из-за изменения технического плана. В 1969 г. стоимость работ была оценена в 900 млн долл. США при условии, что весь трубопровод будет проложен под землей. В результате частичного изменения технического плана было принято решение около половины трубопровода установить на специальных опорах над землей, что увеличило его стоимость до 4,5 млрд долл. США. После завершения строительства в 1977 г. итоговая стоимость ТАТС (включая насосные станции, клапаны, морской терминал) составила 8 млрд долл. США.
Несколько лет назад была проведена оценка возможной стоимости проекта с учетом современных условий. Согласно расчетам, если бы объект начали строить в 1999 г., то в ценах этого года расходы составили бы 22 млрд долл. США - почти в три раза дороже итоговой стоимости. Кроме того, дополнительно 25% указанной стоимости ушло бы на правоохранные меры в соответствии с действующими нормативами.
ВПК. Как правило, крупнейшие военные разработки характеризуются высокой долей инноваций. В большинстве случаев они засекречены, однако в открытом доступе все же имеется информация по отдельным проектам (табл. 4).
Таблица 4
Некоторые проекты ВПК и обстоятельства их удорожания
Наименование проекта | Начальная стоимость | Удорожание | Основные причины удорожания | Комментарии |
1. Лазерная установка NIF (National Ignition Facility), США | 2,1 млрд долл. США | 138% | Необходимость новых технических решений для защиты оптики от пыли | Проект находится в стадии реализации. Установка будет иметь мультифункциональное значение и использоваться как в военных, так и в гражданских целях |
2. Разработка истребителя- "невидимки" F-35, США | 5 млрд долл. США | 660% | Развитие новых технологий и расширение возможностей самолета. Снижение массы самолета. Установка на самолет защитных систем, которые не позволят иностранным покупателям копировать секретные узлы и агрегаты | Приведены данные о планируемом росте стоимости самолета |
3. Модернизация 18 разведывательных самолетов Nimrod, Великобритания | 3 млрд долл. США | 33,3% | Требуется полное перепроектирование машины: от имеющегося парка машин Nimrod можно оставить только фюзеляжи. Планируется создать самолет с другим крылом, кабиной, двигателями и боевыми системами | Контракт в стадии реализации |
Источник: "Эксперт РА".
Значительным фактором удорожания оборонных проектов являются новые технические решения, возможность разработки и применения которых отсутствовала на начальных этапах планирования. По этой причине в оборонных проектах точное планирование затрат более сложно по сравнению с проектами других областей экономики. Инновационные проекты, как правило, меняют свою конфигурацию на каждом следующем этапе реализации. Как отметил представитель Пентагона, курирующий разработку истребителя-"невидимки" F-35: "Цена растет, потому что в начале работы над проектом вы не знаете, сколько это стоит. Речь идет о развитии и новом понимании программы". Другим фактором удорожания оборонных проектов можно признать более длительные сроки работы, чем ранее планировалось.
Атомная энергетика. Решающим условием реализации атомных проектов является обеспечение их высокой надежности и соблюдение жестких параметров безопасности. Доступные данные об удорожании этих проектов приведены в табл. 5.
Таблица 5
Некоторые проекты в области атомной энергетики и обстоятельства их удорожания
Наименование проекта | Начальная стоимость | Удорожание | Основные причины удорожания | Комментарии |
1. Завод по переработке ядерных отходов, Хэнфорд, США | 4,35 млрд долл. США | 31% | Уточнения в технические решения на каждом этапе реализации проекта | Проект был одобрен в 2000 г. Строительство завода продолжается. Рост стоимости указан по данным на июль 2004 г. |
2. Проект переоборудования завода Y-12 (операции с обогащенным ураном), Окридж, США | 120 млн долл. США | 252% | Отставание от графика строительства на 5 лет | Данные о перерасходах приведены по состоянию на март 2004 г. Проект не завершен |
3. АЭС "Клинтон", США | 430 млн долл. США | 900% | Неотработанная технология, проблемы с обеспечением безопасности | Завершенный проект. Планируется сооружение нового блока на площади электростанции |
4. Достройка и пуск 3-го энергоблока Калининской АЭС | 400 млн долл. США | 175% | Точно не установлены. Имело место отклонение от графика строительства - более чем на один год | Блок запущен в эксплуатацию. Отмечена высокая степень качества и готовности при запуске блока |
Источник: "Эксперт РА".
Для большинства атомных проектов характерны временные задержки из-за дополнительной проработки вопросов безопасности и надежности на различных этапах реализации. Кроме того, принятие решений по строительству АЭС в различных странах мира часто затрудняется из-за наличия на правительственном уровне противоборствующих мнений о целесообразности развития атомной энергетики, а также из-за негативной реакции на них общественности и местного населения.
Суммируя изложенное, выведем единый алгоритм влияния различных факторов на стоимость проектов с учетом их отраслевой специфики (табл. 6).
Таблица 6
Влияние объективных факторов на удорожание крупных проектов в зависимости от их отраслевого построения
Фактор удорожания | Проекты | ||
нефтегазовые | транспортные | оборонные | атомные |
1. Рост цен и изменение финансовых параметров | Широко распространен | ||
2. Уточнение технических решений | Широко распространен | Не характерен | |
3. Новые технические решения | Распространен | Не распространен | Широко распространен |
4. Новые нормативные требования / замечания | Распространен | Не распространен | Широко распространен |
5. Задержки (простои) | Распространен | Не характерен |
|
6. Ошибки в управлении проектом | Не распространен | Распространен | |
7. Непредвиденные факторы | Распространен | ||
8. Социальные обязательства | Распространен | Не характерен |
Источник: "Эксперт РА".
Субъективные факторы. Среди субъективных факторов, затрудняющих прогнозирование проектов, отметим механизм принятия решений исходя из политической (стратегической) важности проектов. Выделим пять наиболее часто встречающихся типов ситуаций в области международных проектов, которые сформировали "политические" решения, принятые на государственном уровне.
- В большинстве указанных случаев совершенно не учитываются возможности мирового рынка в части перспектив реализации проекта. Ярким примером этого тезиса стал проект "Голубой поток". В 1997 г. в соответствии с межправительственным соглашением ОАО "Газпром" заключило коммерческий контракт с турецкой государственной компанией BOTAS на поставку в Турцию газа в течение 25 лет. По техническому воплощению "Голубой поток" - один из сложных и капиталоемких газопроводов в мире (затраты на его строительство составили 2,7 млрд долл. США). По предварительным оценкам турецкой компании, к 2005 г. национальные потребности в газе должны были достичь 43 млрд куб. м, а в 2020 г. они составили бы 82 млрд куб. м газа. Обеспечить такой спрос представлялось возможным по налаженным каналам: с 1987 г. республика активно приобретала сырье у России, Ирана и Нигерии. Ожидалось, что проект окупится за 5 - 7 лет.
Однако в 2000 г. в ходе дополнительных поверок экономическая эффективность сделки была поставлена под сомнение: прокуратура Турции возбудила уголовное дело по факту махинаций, к которым имели отношение правительственные чиновники. Результаты расследования вынудили турецкие власти отказаться от последующих поставок, что повлекло угрозу экономических санкций за неисполнение контракта. В результате проведенных переговоров стороны договорились на снижение объемов и стоимости поставок. По состоянию на середину 2004 г. по контракту было поставлено около 1,2 млрд куб. м газа, в то время как объем ранее запланированного на 2002 - 2004 гг. экспорта был зафиксирован в пределах 12 млрд куб. м! Для восполнения утраченной выгоды (упущенная прибыль "Газпрома" за 25 лет при ликвидации проекта оценивалась в 25 - 42 млрд долл. США) "Газпром" начал строительство другого ответвления трубопровода на израильский рынок, что увеличило стоимость проекта и продлило сроки его окупаемости на неопределенный период. Кроме того, проект получил похожие риски сбыта: в топливно-энергетическом балансе Израиля доля нефти составляет 67%, угля - 30%, природного газа - всего 1%. Перспективы проекта по-прежнему выглядят неопределенными.
- В ряде случаев скоропалительная проработка базовых элементов проекта влечет за собой последующий конфликт интересов акционеров, что наиболее наглядно выражено в проекте Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Нефтепроводная система КТК - первого крупного нефтепровода на территории бывшего СССР, построенного с участием частного капитала, вступила в строй в 2001 г. Она соединяет месторождение Тенгиз в Казахстане с морским терминалом, находящимся рядом с Новороссийском. КТК на момент основания являлся единственным транспортным коридором для реализации казахского сырья на экспорт. Основателями консорциума в 1992 г. выступили правительства России, Казахстана и Султаната Оман (их совокупная доля по состоянию на 01.06.2006 составила 50% акционерного капитала). В 1996 г. в проект вошли ведущие российские и иностранные компании. Проектную документацию (ТЭО) подготовили специализированный институт Гипровостокнефть и американская компания Fluor Daniel, суммарные затраты первой очереди строительства составили 2,6 млрд долл. США (всего по проекту - 3,7 млрд долл. США).
В 2004 г. объем поставок по трубопроводу достиг 22,5 млн т (мощности в 2005 г. позволяли транспортировать 28,2 млн т, из них 13,5 млн - непосредственно с Тенгизского месторождения). Ожидается, что к 2006 г. добыча на данном месторождении увеличится до 23 млн т в год. Несмотря на необходимость расширения мощности (до установленных в ТЭО 67 млн т в год), соответствующий меморандум еще не подписан, что объясняется намерением российской стороны урегулировать ряд технических вопросов, в частности в области сбыта, а также из-за разногласий в тарифной политике (действующая величина тарифа на прокачку сырья была согласована всеми акционерами консорциума и легла в основу окупаемости проекта) <5>. Ситуация усугубляется еще и тем, что без повышения тарифа российские власти могут не одобрить начало строительства второй очереди проекта, в котором заинтересованы как частные компании-акционеры, так и Республика Казахстан. Ситуация во многом запутанная и основана на желании акционеров не упустить свое, подчас в ущерб ранее достигнутым договоренностям и конкурентоспособности самого проекта в сравнении с альтернативными (например, Баку - Тбилиси - Джейхан или Баку - Новороссийск).
<5> В конце 2004 г. Министерство топлива и энергетики РФ одобрило предложения Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) о включении российского участка нефтепровода в реестр естественных монополий, что дает возможность комиссии устанавливать тарифы на транспортировку после согласования их с основными акционерами.- "Стратегический" характер некоторых проектов полностью затмевает необходимость проработки их целесообразности и экономической эффективности. Подобной палочкой-выручалочкой имеет все шансы стать российский проект строительства нефтепровода до Тихого океана (Ангарск - Находка), который активно обсуждался с 1999 г. на предмет определения оптимальных маршрутов. Лишь в мае 2005 г. вышел приказ Министерства топлива и энергетики РФ о строительстве первой очереди объекта до г. Сковородино, который расположен в 70 км от границы с Китаем. Общая стоимость проекта (с учетом его составляющей до Китая) оценивается в 6,5 млрд долл. США. Маршрут нефтепровода хоть и обеспечивает благоприятные возможности для реализации нефти в Китай, но окончательного решения по нему не принято, что связано с риском поставок по нему сырья в необходимом объеме, в том числе из-за недостаточных инвестиций в геолого-разведочные работы восточно-сибирских недр. Стратегия проекта и вовсе вызывает серьезные нарекания. Российские чиновники считают, что "первую очередь трубопровода гарантированно можно заполнить западно-сибирской нефтью" <6>, у аналитиков такой уверенности нет, ведь в настоящее время известны всего два крупных месторождения: Талаканское и Верхнечонское, которые в совокупности к 2010 г. должны обеспечить не более 17 млн т сырья (из 80 млн т необходимых). Президент ОАО "Транснефть" С. Вайншток назвал эти опасения справедливыми, аргументировав необходимость строительства тем, что "мы никогда не получим развития Восточно-Сибирской провинции, если не построим там трубу... Экономическая целесообразность может быть обеспечена только благодаря такой пластичности" <7>.
<7> Из интервью С. Вайнштока "Коммерсанту" от 29.04.2005.
Эффективность финансового прогнозирования ОАО "Транснефть" в целом нельзя назвать высокой: компания предпочитает формировать маркетинговую стратегию в ходе строительства или после него. В частности, в 2004 г. наблюдались случаи простоя созданных ею ранее транспортных мощностей, которые, по мнению ее представителей, связаны с невысокими темпами добычи сырья российскими производителями и недостатками при формировании экспортных графиков. В этой связи обществу совместно с Минпромэнерго России пришлось принимать решение о сокращении ранее запланированных оборотов Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Несмотря на общее одобрение проекта, обоснование рентабельности инвестиций настолько поверхностно, что влечет высокую вероятность существенного изменения его стоимостных параметров. Как видно, это мало кого волнует - проект ведь реализуется государственной компанией в национальных интересах. Напомним, что ранее, в 2002 г. гораздо более эффективную и экономически оправданную схему реализации проекта предлагал ЮКОС, который в рамках совместного предприятия на паритетной основе намеревался осуществить строительство за 2,5 млрд долл. США, проводя трубопровод до Дадцина, где расположены основные перерабатывающие мощности Китая. Организационной и финансовой альтернативы ранее предложенному ЮКОС варианту до сих пор не представлено.
- Очевидные ляпы в территориальном построении международных проектов, связанные с сиюминутными решениями государства соответствовать конъюнктуре сырьевого рынка, встречаются не часто, поэтому такие случаи всегда привлекают внимание. В августе 2001 г. на Украине состоялось открытие трубопровода Одесса - Броды пропускной способностью 14,5 млн т нефти в год для транзита каспийской нефти в Европу. Стоимость государственных инвестиций в строительство составила 465,4 млн долл. США. Случай в между народной практике беспрецедентный - в течение 3 лет трубопровод фактически пустовал, и с июля 2004 г. он используется российскими компаниями в реверсном режиме (в северном направлении). За 2004 - 2005 гг. транспортировано лишь несколько миллионов тонн нефти. В качестве причин простоя назывались стратегические просчеты - ранее запланированный приток сырья из Каспия был в итоге размещен в системе трубопроводов ОАО "Транснефть", а цены на российскую нефть в Центральной Европе оказались более выгодными для покупателей. Как теперь видно, оценкой эффективности строительства трубопровода занимались поверхностно из-за необходимости скорейшего получения доступа государства к серьезным энергетическим каналам и объектам в условиях благоприятной конъюнктуры рынка.
Правомерность указанного предположения подтверждают и специалисты. По мнению президента ТНК-ВP А. Городецкого, "нефтепровод... будет работать в реверсном режиме до завершения всестороннего анализа наиболее эффективных вариантов его работы... (и)... прямая работа нефтепровода возможна после его достройки..." <8>. Перспективы этого проекта не ясны и по сей день.
<8> Из интервью А. Городецкого "Коммерсанту" от 16.03.2005.- Как уже указывалось, экологические и социальные нарушения в крупных международных проектах наблюдаются довольно часто, что стало хроническим (и почти не устраняемым) недостатком для подавляющего большинства подобных проектов. В некоторых случаях они приобретают совсем уже вопиющий характер. В качестве наиболее очевидного примера рассмотрим международный проект Баку - Тбилиси - Джейхан несмотря на комплиментарный характер высказываний в его адрес со стороны авторитетных иностранных изданий. Допущенные нарушения вряд ли причинят странам непоправимый урон; их можно частично оправдать, учитывая техническую сложность проекта и его капиталоемкость. Тем не менее некоторые ошибки не раз ставили под угрозу сроки реализации проекта и в результате привели к существенному превышению его сметы. Может, поэтому "не выдержали нервы" у известного итальянского банка Banca Intesa, который в конце 2004 г. объявил о продаже своей доли в проекте. Ранее, в середине 2004 г., Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Грузии приостанавливало строительство на две недели для проведения экспертизы на безопасность. А экологи создали проект Baku - Ceyhan Campaign с целью привлечь внимание общественности к экологическому и социальному ущербу от проекта. Эффективность управления проектом расследовалась со стороны комитета по торговле и промышленности британской палаты общин, который опубликовал специализированный доклад о некачественном покрытии четверти стыков труб, проложенных в Грузии. Также неоднозначен масштабный социальный эффект от проекта, гарантированный инвесторами в период составления его сметы: перспективы последующего трудоустройства персонала после исполнения текущих работ по строительству соответствующих участков трубопровода весьма туманны <9>.
По сообщению британской компании BP, срок ввода в эксплуатацию нефтепровода назначен на середину 2006 г. Освоенные инвестиции составили 2,7 млрд долл. США (из 3,6 млрд долл. США). Тем не менее сохраняется угроза несоблюдения сроков обеспечения трубопровода сырьем ввиду возникновения форс-мажорных обстоятельств: соответствующие расходы могут составить дополнительно 400 млн долл. США. Возвращаясь к деятельности британской компании, отметим, что вокруг ее имени ранее уже разворачивались скандалы, вызванные нарушением экологии окружающей среды. Например , из-за инцидента, связанного с взрывом на месторождении Prudhoe Bay на Аляске в 2003 г., компания была оштрафована на 716 тыс. долл. США <10>. Другая крупная иностранная компания - Total (также имеющая долю в проекте) отмечена в связи с крупными коррупционными расследованиями в отношении ее бывших руководителей.
<10> "Ведомости" от 30.03.2005 - С. Б-3.В любом случае более полную оценку деятельности инициатора можно будет давать уже после ввода объекта в эксплуатацию. Однако те обстоятельства, в которых ведется реализация проекта, вряд ли позволяют отметить его высокую проработанность. И умение менеджеров британской компании сглаживать быстротечные конфликты, в том числе с региональными властями по вопросам выделения донорских отчислений и компенсаций, - "на вес золота".
Как видно, адекватность прогнозирования международных проектов значительным образом искажается в результате воздействия на них факторов далеко не экономического характера. Во многих случаях экономическая и социальная целесообразность проектов подменяется соблюдением национальных интересов, которые в результате все более подрываются из-за неуклюжести и непродуманности политических решений. На основании изложенных фактов вынуждены констатировать, что международный проект все чаще становится игрушкой в сфере политических интересов различных государств, и анализ их экономической эффективности никому не интересен.
- Значительное расхождение окончательной стоимости проекта с его начальным бюджетом является системным риском, зависящим от множества причин; и точно спрогнозировать комплексный эффект почти невозможно.
- Устойчивый рост цен на основные виды материалов, применяемых в строительстве, в первую очередь на цемент и сталь, характерен как для мировой, так и для российской экономики. Рост цен на строительные материалы и металл является наиболее значимой и распространенной причиной удорожания строительных проектов в мире.
- Основными причинами роста цен на строительные материалы в мировой экономике, по мнению исследователей, являются:
- рост цен на нефть. Прирост транспортной составляющей в стоимости материалов;
- строительный бум, побуждаемый "крупнейшей строительной площадкой мира" - Китаем, который потребляет более 20% мирового производства цемента, около 30% железной руды, 25% стали;
- политическая нестабильность в мире.
А.Э.Баринов