ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА
Сверхактивный ребенок (живчик)
Это непослушный и непоседливый ребенок. Две главные проблемы таких детей - двигательная
активность и невнимательность. Появляются эти проблемы чуть ли не с третьего месяца жизни.
В разумных пределах эти качества присущи многим детям до 3 лет и являются залогом хорошего
физического развития и гибкости мышления. Конечно, пределы нормальности определить трудно.
Нужно оценивать поведение объективно, так как эти качества, доведенные до крайности, становятся
серьезной проблемой. В младенчестве “живчики” изводят родителей тем, что никак не укладываются
спать, тем более что у многих сверхактивность приходится именно на вечер и ночь. В дошкольном
возрасте - травмами и несчастьями, которые бесконечно чередуются. В школе у них постоянные
конфликты, они чаще вступают в драки, теряют деньги и вещи, в общем, совершают совершенно
необъяснимые поступки. Замечено, среди них много шумных, но даже если эти дети молчаливы, то
беды ждать приходится каждую минуту. Шумные в избытке чувств вопят, жестикулируют, суетливо
сучат руками в грудничковом возрасте. Хотя такой ребенок быстрее знакомится с миром, знания эти
неглубокие, случайные. Это усложняет воспитание.
Серьезной проблемой также является импульсивность этих малышей. Они могут действовать
работает нервная система. Несомненно, “живчики” нуждаются в помощи. Природа такого
темперамента в гипердинамичности. Но на это накладываются чаще всего ошибки воспитания,
которые приводят к ненормальному поведению. Избалованность, неуправляемость, непослушность -
это мешает малышу правильно развиваться. Причем здесь вся ответственность ложится на вас,
родители.
Есть два пути воспитания такого ребенка:
1) вместе с ребенком по пути познания должен идти близкий взрослый человек, готовый объяснять
неправильность поведения малыша и сделать так, чтобы ребенок исправился (попросил прощения,
собрал игрушки и т. д.);
2) ограничить двигательную активность ребенка: если он разбросает игрушки, оставить его рядом с
ними до тех пор, пока не уберет. Главное - не отвлекать малыша от конфликта.
Заторможенный ребенок (“тюфячок”)
Это тихие дети, медлительные в движениях и в своих реакциях на события, которые их окружают.
Они рождаются такими, и это не является болезнью. Такой ребенок может родиться в любой семье. В
первые месяцы он может отставать в развитии. Если этим детям не помогать, то жесткий темп жизни
может негативно отразиться на их характере. Поэтому надо постараться сделать для них все
возможное. И опять, в первую очередь, этим должны заняться родители.
Чаще всего “тюфячок” - послушный ребенок. Если ему предложат какое-либо дело, малыш будет
долго им заниматься в силу своей натуры, но все равно почувствует, может быть чуть позже,
утомление от однообразной работы. И здесь надо уловить момент и сменить занятие, заинтересовать
ребенка чем-либо другим. И так постепенно необходимо расширять круг общения с предметами, а
потом и со сверстниками, с незнакомыми ему людьми. Если этим не заниматься с самого раннего
возраста, то вырастет вялый, туповатый, склонный к полноте, равнодушный подросток. Так считают
психологи и советуют организовать жизнь ребенка, начиная с первого года, так, чтобы он участвовал
в каких-то событиях. Причем не играет роли, большие, важные это события или нет.
Также можно проявлять перед ребенком контрастные чувства и не обязательно, чтобы они были
направлены на него. Постарайтесь пробуждать в малыше радостное ощущение от сделанной работы,
от общения. Это будет стимулятором для эмоционального развития ребенка. Необходимо создать
возможность контакта со сверстниками, но надо избегать насмешек и конфликтов, которые могли бы
ранить малыша.
Надо также стараться приучать ребенка в детском саду и школе к активности.
У “тюфячка” не возникнет самостоятельной активности, тем более необходимо поощрять даже зачатки
ее самыми различными способами - от похвалы до игрушки, все пойдет в дело.
Конечно, эти характеристики крайнего толка, и у детей чаще всего есть что-то и от “тюфячка”, и от
“живчика”. Но какой-то тип обязательно преобладает, поэтому мы советуем разобраться, каков ваш
малыш, ибо знание, как известно, - сила.
В 8-10 месяцев ребенок начинает ползать, и это благоприятное время для развития у малыша
творческих способностей.
Поскольку для ребенка очень важно исследовать весь окружающий его мир, в этот момент стоит
отказаться от манежа. Конечно, бывают такие обстоятельства, когда манеж необходим (например,
если вы на некоторое время отлучились). Но не злоупотребляйте им. Тем более, что, по мнению
педиатров, малыш на полу научится падать, а это одно из самых важных умений. И помните: обычное
падение на пол для ребенка безопасно. У маленького человека организм приспособлен к тому, чтобы
падать. Следить следует только за тем, чтобы малыш не упал с большой высоты.
С 10-11 месяцев ребенка необходимо знакомить с опасностями. Но делать это надо с умом, не
травмируя малыша. Слово “нельзя” будет ему понятно гораздо позже, а вот серьезный ответ на
желание протянуть руку и достать горячий чайник: “Осторожно, будет горячо! Будет больно!” -
важен и необходим. И даже если ребенок все-таки дотронется до горячего чайника, лечить маленький
ожог будет не слишком тяжело, зато он с вашей помощью научится быть осторожным.
К этому же возрасту ребенок уже способен испытывать радость, сочувствие, проявлять желание
“помогать”, подражать старшим. Это стремление надо поддерживать, разрешать ему делать что-то
несложное, не играть: сложить листики бумаги, протереть стол. И пускай сначала ничего не
получится, но это поможет развиться эмоционально, ребенок будет открыт миру.
“Искорка” (от 1 до 2 лет)
Так можно назвать ребенка 1-2 лет. В это время в нем зарождаются первые навыки мыслящего
существа. Он начинает думать, соотносить одно с другим, радоваться и печалиться, сострадать и
любить. Поэтому главное в этот период - не гасить интерес. Случайно, нечаянно не задеть эту
открытость миру, от нее многое сейчас зависит.
Любопытство, любознательность, стремление действовать с большим количеством игрушек и
предметов, желание узнать и обдумать - все должно быть замечено взрослыми, должно ими
поощряться. Надо организовать жизнь малыша так, чтобы его интерес к миру не угасал.
Игрушки совершенно необходимы, но вовсе не обязательно, чтобы их было много. Главное -
разнообразие. При помощи кукол, набора посуды, мебели и т. д. ребенок может изображать действия
взрослых, при помощи мячей, обруча, машин, тележек и пр. - устраивать подвижные игры.
Игрушки для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материалы для строительства (конструктор,
кубики, мозаика), а также лопатки, ведерки помогут научиться выполнять целый ряд полезных в
будущем действий.
“Простые игрушки - самые лучшие”, - считает доктор Б. Спок. Обычно дети чаще занимаются
простыми игрушками, и не стоит сокрушаться, что у вас недостаточно средств на дорогие. Например,
поезд из кубиков интереснее малышу, чем “железная дорога”, да и если он его сломает - не так
страшно. Тем более, что и в воде они не тонут, поэтому могут стать кораблем. К полутора годам
ребенок с удовольствием вкладывает один предмет в другой. Поэтому любимая игрушка - это
коробка на колесиках. Также интересны обыкновенные мягкие игрушки - мишки, зайчики и т. п.: их
можно кормить, укладывать спать и т. д.
Для того чтобы познание с помощью игрушек было глубоким и разносторонним, нельзя, чтобы
большое их количество попадало на глаза ребенка, так как они быстро приедаются малышу. Игрушки
надо менять.
Совет № 1, основной. Несколько раз в день включайтесь в игру с ребенком, так как в одиночестве он
явно скучает, и игрушки теряют свое назначение. Своевременная же подсказка, даже простое
внимание к игре побуждают ребенка к новым действиям. Это помогает его более успешному
умственному развитию.
Уже на втором году жизни малышу нужны книжки с картинками. Поначалу вы будете рассматривать
их вместе, чтобы он научился хорошо с ними обращаться. Повесьте картинки над кроватью ребенка,
чтобы, просыпаясь, он увидел красочные рисунки.
Также можно привлекать малыша к несложной работе по дому, например, к протиранию и
укладыванию вымытых ложек. И пусть даже он это делает неумело и реальная помощь от его
действий не слишком велика, все равно нужно постараться включить малыша в домашнюю работу.
Нельзя отгонять ребенка, даже если он действительно мешает. Выражения: “Ты больше вымажешь, чем
вымоешь” или “Ты вся испачкаешься, уйди”, - гасят его интерес и любознательность.
Лучше найти приемлемые действия для малыша: “Принеси тряпочку, мы пол вымоем”. Учите и
поощряйте своего ребенка. Постарайтесь отвечать на большинство его вопросов, причем так, чтобы
ему было понятно.
Совет № 2. Даже если вы устали, раздражены, а малыш требует ответа, постарайтесь успокоиться и
ответить либо переключите внимание ребенка на что-то другое.
Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, стремление узнать, разобраться, понять. Когда
вы отвечаете ему, то даете понять, что объяснить что-либо - это важно и для вас. Задатки будущих
разговоров по душам - вот что сейчас представляют собой ответы на детские вопросы.
На втором и третьем году довольно быстро развиваются действия восприятия и мыслительные
действия. Если в грудиичковом периоде психическая жизнь малыша носила слитный,
нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо видно: ваш ребенок зрительно обследует
предмет, его свойства, решает мыслительную задачу, например, как взять любимую игрушку с полки.
Но пока нельзя выделить отдельные психические процессы: память, внимание, воображение. Они еще
носят непроизвольный характер.
В начале второго года жизни ребенок хорошо узнает знакомых и родных людей. Даже если он видел
их всего лишь несколько дней, их образ сохраняется в памяти. Также малыш способен вспомнить, что
было неделю назад. Он начинает ориентироваться в пространстве, то есть примечает, как и где
расположены предметы в доме, сколько в нем комнат и т. д. Выходя на улицу, он сам может найти
место, где постоянно играет.
На третьем году он уже может найти место, где живет, если вы находитесь недалеко от дома, также
может вспомнить отдаленные события (зимой подробно рассказывает о том, как ездил с папой на
рыбалку).
Разговаривая с малышом о том, что происходило в прошлом и произойдет в будущем (“Мы поедем с
тобой на автобусе. Помнишь, как автобус едет?”), вы развиваете его образную память и кругозор.
На протяжении второго года жизни ребенок намного дольше занимается игрушками (ЗСМЮ минут), а
если в игру вступает взрослый, то еще дольше. Теперь его трудно оторвать от заинтересовавшего его
дела. Занять малыша другим делом, которое не интересует его, также очень сложно. Поэтому надо
стараться привлечь ребенка к разным играм, чтобы это было ему полезно и развивало разнопланово.
Но заставлять, принуждать нельзя, ибо можно надолго отбить у малыша интерес заниматься этим
В это же время у ребенка начинает складываться воображение. Палочка становится лошадкой, стул -
машиной. Но это воображение еще нуждается во внешних предметах, без них ребенок ничего
вообразить не сможет. Из чего следует вывод, что воображение и восприятие у ребенка на втором
году жизни развито, но несовершенно. Нужно малышу помочь!
Совет № 3 - предлагайте ребенку игрушки, которые бы обучали его различать предметы по цвету и
форме, а также по размеру. Это пирамидки, кубики, мячики и др. В раннем детстве размер игрушки и
цвет еще не могли иметь никакого значения. К одному году малыш различает цвета, но признаками
одного или другого предмета они для него не являются. Поэтому ребенок не обращает внимания на
кольца разных цветов. Они пока для него все - кольца, которые можно катать, надевать на стерженек.
Для того чтобы научить малыша ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать выбрать из
двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.
Более сложную задачу представляет следующая игра. Берем два листа различной по цвету бумаги 20 х
20 см. Вырезаем в центре треугольник или круг. Вырезанные фигурки даем ребенку в руки. Он должен
соответственно цвету вложить фигурку в отверстие. Взрослый сможет назвать цвета, а от малыша
достаточно потребовать, чтобы он сказал словами, такой же это цвет или другой, так как название
цветов ребенок еще не освоил. Цвета необходимо подбирать контрастные (зеленый - красный,
белый - синий). А потом менее контрастные (желтый - оранжевый, красный - розовый).
Также надо учить малыша различать формы предметов. Круг, овал, квадрат, прямоугольник должны
быть не только названы родителями, но и применены в играх. И стараться играть с ребенком в игры,
где малыш в одну сторону складывает все предметы, которые представляют какую-нибудь
определенную геометрическую фигуру. Ребенок должен научиться распределять предметы по
определенному признаку. В данном случае - по форме.
Таким же образом надо учить малыша различать размеры предметов. Также, общаясь с ребенком,
взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Самые обыденные
занятия - еда, одевание, умывание - несут много сведений. Надо научить малыша сравнивать
предметы, например: “Смотри, какой большой носок у папы и какой маленький - у тебя”.
Когда идете на прогулку, обращайте внимание на явления природы: снег и дождь, песок и трава,
солнце и облака - все это должно быть предметом разговора для вас.
Совет №4 - продолжайте петь малышу песенки, слушайте вместе с ним музыку - этим вы разовьете
слух ребенка, а в плане эмоционального контакта это неоценимо.
Оксана Светличная
Здравствуйте! Подскажите, как мне решить мою проблему. Дело в том, что мой сын - очень медлительный. Он все время копается и мы из-за этого вечно куда-нибудь опаздываем. Как научить ребенка все делать быстро?
Современный человек вынужден поддерживать невероятно высокий темп жизни. Скорость приобретает все больше и большее значение - скоростная техника, скоростной интернет, даже отношения стали «скоростными»…
Не удивительно, что в таких условиях многих родителей тревожит медлительность детей. Наблюдая за тем, как ребенок «копается», родитель испытывает резонные сомнения - а вдруг такой «неспешный» ребенок не сможет завоевать себе место под солнцем в мире повышенных скоростей?
И начинается «исправление» ребенка - специалисты предлагают родителям самые различные коррекционные методики, а также обширный медикаментозный арсенал.
Быстрее, быстрее, еще быстрее - требуем мы от медлительных детей. Но вместо эффекта ускорения получаем упрямство, истерики, проблемы в школе и прочие «радости»…
Как же помочь медлительному ребенку?
В кабинет психолога вошла высокая статная женщина. Тонкий аромат дорогих духов, модный костюм, высокая шпилька - от женщины исходили флюиды успешности.
Вслед за женщиной вошел мальчик. Плотненький крепыш, запакованный в аккуратный костюмчик, робко вошел в кабинет и остановился в дверях, насуплено поглядывая на психолога.
- Здравствуйте! У меня проблема, - с места в карьер ринулась женщина, усевшись в кресло. - Мой сын очень медлителен. Пока он был маленький, я как то не обращала внимания на это. Мне было проще помочь ему одеться и обуться, чем ждать, пока он сам соберется. Но в этом году он пошел в школу - и учителя стали жаловаться, что он ничего не успевает. Я не знаю, что с этим делать…
Женщина щелкнула замочком сумочки, достала платочек, закрыла сумочку. Потеребила в руках тонкую ткань, потом опять открыла сумочку и платочек скрылся в ней…
- Я понимаю, ребенку необходимо мое внимание, с ним нужно дополнительно заниматься. Но у меня так много работы…
В этой небольшой зарисовке показано, какие проблемы могут возникнуть, если кожная мама воспитывает ребенка с анальным вектором. Эти дети по своей природе наиболее зависимы от мамы - для эффективного развития им необходимо, чтобы она направляла их, подсказывала, что делать, а также хвалила.
Однако кожная мама подчас не видит в своем анальном ребенке положительных свойств - через себя она ощущает ребенка слишком медлительным, безынициативным и нерешительным. Там, где она «все быстро сделала бы», ребенок «копается», стараясь вникнуть во все детали и сделать все пусть не быстро, зато качественно. И это касается всего, начиная от шнурования кроссовок и заканчивая посещением туалета.
Не понимая этого стремления к перфекционизму и пытаясь вылепить ребенка по подобию своему, кожная мама невольно начинает его подгонять, дергать - и тем самым вгоняет анального ребенка в ступор, усугубляя ситуацию. А ведь для него очень важно каждое дело довести до логического конца - в противном случае ребенок начинает испытывать стресс и свойства его вектора уходят в минус: вместо послушания - упрямство, вместо чистоты и порядка - грязь, вместо заботы о близких - садизм.
- Ребята, сдавайте тетради! - учительница обвела взором класс. Ученики завозились, начали передавать тетради… И только Ваня с последней парты задумчиво смотрит в окно.
- Ваня, ты все написал? - окликнула учительница задумавшегося мальчика. Он вздрогнул, рассеянным взглядом обвел класс, опустил глаза на лист тетради, девственную чистоту которого нарушило лишь одно предложение.
- Я еще не дописал, - смутился мальчик.
- Ну что ж ты так медленно пишешь-то? - возмутилась учительница. Мальчик тяжело вздохнул и взялся за ручку…
Медлительными и даже заторможенными могут показаться дети со звуковым вектором. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка - эти дети обладают очень чутким слухом. Громкие крики, резкие звуки, оскорбления - все это доставляет ребенку физический дискомфорт. Кроме того, дети со звуковым вектором существуют сразу в двух мирах, разделенных их чуткой барабанной перепонкой - внешнем и внутреннем, таком же реальном для них, как и окружающий мир.
К сожалению, родители не всегда учитывают эту особенность, и пытаются «расшевелить» ребенка со звуковым вектором всеми доступными средствами, в том числе и криком. Но если на звукового ребенка постоянно кричат и оскорбляют, если в доме постоянно шумят, он невольно пытается снизить чувствительность эрогенной зоны - «уходит в себя», становится неконтактным. В особо тяжелых случаях возможно развитие аутистического спектра.
Звуковые дети испытывают определенные сложности с адаптацией в школе, так как там на их барабанную перепонку обрушивается гвалт и шум. Невозможность сосредоточиться на внутреннем мире приводит к тому, что эти дети испытывают постоянный стресс.
Кроме того, учительница с кожным вектором оценивает ребенка через себя и не понимает, что его замедленность объясняется тем, что ребенку необходимо время на то, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего мира, осознать вопрос, «нырнуть» назад, мгновенно решить поставленную задачу и вновь «вынырнуть», чтобы ответить.
В совокупности все это приводит к тому, что звуковые дети, обладающие невероятно мощным интеллектуальным потенциалом, подчас оказываются в отстающих учениках, а их родители слышат жалобы на то, что ребенок сонный, замедленный и не успевает за другими ребятами.
Усугубляется ситуация, если анальный и звуковой вектор сочетаются - такой ребенок растет абсолютным интровертом и кажется флегматичным, даже заторможенным. Не смотря на это, в них заложен мощный потенциал, порожденный сочетанием аналитического мышления, свойственного анальному вектору, и необъятного интеллекта, характерного для звукового вектора.
Такие дети - потенциальные гении, но лишь при условии правильного развития их свойств. Постоянно дергая и подгоняя «медлительных» детей, навязывая им несвойственный для них ритм жизни, мы не даем возможности правильно развиться их свойствам - в результате из потенциального гения может вырасти садист и морально-нравственный аутист.
Каждому ребенку природой от рождения заданы свойства, позволяющие вырасти ему счастливым человеком! Заданы - но не обеспечены! И основная задача родителей - обеспечить оптимальные условия для развития этих свойств.
Системное мышление дает возможность подходить к воспитанию дифференцированно - развивать те свойства, которые у ребенка заданы, а не те, которые мы хотели бы видеть у него, ощущая «через себя».
Только осознав это, мы перестанем вешать на своих детей ярлыки: «слишком медлительный» или «гиперактивный» и начинаем воспитывать полноценную Личность, получающую удовольствие от жизни.
На вопрос отвечала Клищенко Татьяна
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
В чём заключаются главные ошибки родителей? Невозможно найти такого человека, который бы никогда не ошибался. Какие ошибки совершают родители чаще всего, и как распознать их просчёты?
Многие родители задаются вопросами, как научить ребенка быть самостоятельным, поскольку подобный нюанс является столпом воспитательского процесса. Наилучший и стойкий эффект выйдет, если вы поясните ему мысл и цель происходящего. Ребёнок должен понимать, что происходит, связывать события с причинами, делать собственные выводы. Это означает неизбежное прохождение злополучной стадии «почемучки», когда ребёнок интересуется причинами буквально всего, что попадается на глаза. Но одновременно идёт очень полезное прививание привычки докапываться до настоящей причины всего происходящего.
Чаще всего диета для подростков нужна, чтобы сбросить лишний вес. Ожирение многим тинейджерам сегодня угрожает намного чаще, чем раньше. Связано это с увеличением объёма потребляемой пищи, большим количеством слишком жирных, вредных продуктов в меню.
Страх с точки зрения психологии – это негативная эмоция. Возникает в случаях опасности для жизни и здоровья человека, как физического, так и психического. Возможно возникновение страхов в результате негативного воздействия на психику человека социальных факторов.
Многим родителям такое словосочетание, как дисграфия у детей ничего не скажет. В СССР данное заболевание было известно, но его диагностировке уделяли мало внимания. Малышу, страдающему от проблем с правописанием и с письменной речью, могли больше рассказывать о необходимости внимательности, усидчивости, важности знания правил правописания. Патология диагностировалась в исключительных случаях, когда предположить какие-либо альтернативные варианты оказывалось достаточно трудным. По статистике это заболевание редко оказывается ярко выраженным.
: Время прочтения:
У меня есть сын, 11 лет. Он всегда был очень... медленным. Умный парень, но если не хочет что-то делать — начинает тормозить. Утренние сборы, чистка зубов, домашние задания — все медленно.
Мы с мужем думаем, что если не будем над ним стоять, то он вообще ничего не будет делать, будет опаздывать в школу и все забывать. Может быть отстать от него, и пусть набьет себе шишек? Я боюсь, что это его ничему не научит, ему будет все равно. Это нормальное поведение для его возраста?
Я постоянно сравниваю его с младшей сестрой, которой 9. Конечно, она девочка и это играет свою роль, но она лет с 5 делает практически все быстрее, чем он! Я очень устала и уже готова опустить руки. Как мне помочь ребенку?
С такими детьми сталкивались многие, если не в своей семье, то где-то еще. Многие взрослые помнят себя такими — как им постоянно делали замечания за «витание в облаках» и «тормознутость». В чем здесь проблема и как помочь?
Ребенок может быть «тормозом» по четырем причинам:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ)
- Гиперопека
- Это его врожденная черта, особенность
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Первое, что нужно исключить — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Мы представляем СДВГ, как внутренний «моторчик», который не дает ребенку концентрироваться на одном деле и приводит к бесконечной неконструктивной активности.
В реальности, гиперактивность встречается не всегда. Такие дети обычно тихие, спокойные, учителя их не замечают. Внимание их рассеяно, и если не помогать им концентрироваться, когда им не очень интересно (на уроках, во время уборки), они бросают попытки и «застывают» на месте.
Чтобы подтвердить СДВ, нужна консультация нейропсихолога и врача-психиатра.
Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
Второе, что исключают специалисты, — тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство.
Часто дети замедляются из-за страха совершить ошибку, забыть, недоглядеть, сделать не так и навлечь на себя гнев учителей или насмешки одноклассников.
ОКР и другое психическое расстройство распознает психиатр, но чтобы не пугать себя и ребенка, можно сначала проконсультироваться с психологом.
Гиперопека
Когда исключили СДВ и тревожные расстройства, остается воспитание. Если мама все делает за ребенка — следит за временем, собирает рюкзак, помнит про распорядок дня, напоминает про уроки — зачем ребенку фокусироваться?
В данном случае необходимо медленно ослабить контроль, дать ребенку учиться саморегуляции на пробах и ошибках.
Врожденная особенность
Скорость обработки информации у всех разная. Есть быстрые и медленные люди. Быстрые не всегда «лучше» медленных, они просто разные. Такую особенность нужно принять и научиться с ней жить.
Ребенок-тормоз: порядок действий
- Показать ребенка нейропсихологу и психиатру, чтобы исключить СДВ
- Исключить тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, патологические страхи — тоже у психиатра; можно сначала проконсультироваться с психологом
- Ослабить контроль, если ребенок ничего не решает самостоятельно
- Привыкнуть, что у ребенка есть определенная врожденная скорость, быстрее которой он никогда не «разгонится»
Дело в том, что у некоторых детишек может проявляться заторможенность мышления. Это негативно скажется на развитии, а потому, стоит разобраться с причинами такого явления и узнать о способах лечения.
Большинство родителей начинают беспокоиться, когда их ребенок начинает садиться позже остальных, разговаривать ходить, начинается паника, что с ребенком, что-то не так. Ребенок проявляет себя слишком энергично, сначала он делает все движения, а затем может сидеть и об этом думать. Обычно в детском саду, он не может сосредоточиться, его действия не целенаправленные, он не понимает, как продолжить, как начать, часто отвлекается.
Стоит ли беспокоиться, ведь ребенок растет и кажется это обычное поведение детей, думают некоторые родители. Но задуматься или обратиться к специалисту таких случаях обязательно нужно. Ребенок подрастает, идет в школу и встречается с серьезными трудностями для него. Он не может найти общего языка с школьниками. По своему поведению он заметно отстает от сверстников, учителя начинают жаловаться родителям, те, в свою очередь, удивляются, по три часа занимается, а толку нет, значит лениться.
Конечно ребенок начинает чувствовать себя уязвимо, ведь он старается, как может, родители это не оценили, учителя тоже. Ребенок начинает отставать, одноклассники подшучивать, появляется нервозность, депрессия и не желание ходить школу. Дети с задержкой психического развития, очень энергичны, они иногда с трудом понимают, о чем их просят, и что они должен сделать. У них нет интереса к окружающему миру, как у их ровесников. Ребенок живет как бы в своем заторможенном мире, где все тихо, медленно и не развивается. Все это идет от недостатка его мозговой деятельности и мышление, оно стоит на месте и не может само развиваться.
При изучение детей с медленным развитием, было доказано, что у ребенка не развивается и левое и правое полушарие головного мозга. Он принимает информацию очень сжато, как бы не в полном формате, ежели его сверстник. Также снижается память, это заметно проявляется когда он хочет понять, уловить смысл сказанного, и ребенок начинает прибегать к механическому запоминанию. У ребенка с задержкой психического развития появляется снижение умения планировать, загадывать и распоряжаться своими действиями, в следствие этого он делает все как попало и появляется много ошибок. Родители таких детей, которые считают, что их ребенок лентяй, непоседа не задумываются о том, что ребенку очень трудно догнать и соревноваться, быть хотя бы на одном уровне со своими сверстниками. Они начинают мгновенно уставать, делая одну работу, переключаться на другую. Очень важно это все отметить и оказать первую помощь ребенку.
Родитель задается вопросом, какие меры я должен предпринять? Но обычно родители делятся на две категории:
— Ребенок без помощи родителей, сделать ничего не сможет,
— Ребенок должен быть самостоятельным.
В первом случае, с самого рождения на ребенка не могут «надышаться», обезумевшие мамочки не могут оставить ребенка ни на секунду, считая, что с ним что-то случиться. Ребенок начинает подрастать, без помощи родителей он не одевается, не кушает, не собирается школу, он имеет постоянный контроль, домашние задание выполняет только при присмотре. Такая забота, очень вредна детям. У него не формируется, чувство самосохранения, чувство уверенности, самостоятельности. Он становится как «живой цветок» который ждет когда его опрыснут и польют водой. Без сомнения контроль нужен, но родители должны правильно им управлять, понимая что их малыш, тоже человек который должен научиться иметь свое мнение и не бояться его высказывать.
Второй типаж родителей, наоборот, с рождения мамочки могут оставлять ребенка бабушкам, тетям, сестрам не боясь, что те сделают что-то не так. Подрастая на ребенка выкладывают большую нагрузку, считая, что ребенок должен со всем справиться. Такие действия могут привести иначе к маленькой работоспособности, быстрой утомляемостью, ребенок может стать агрессивным и часто менять свое настроение. Чтобы избежать всех этих моментов, психологи рекомендуют чаще давать отдыхать ребенку. Во время выполнения любой нагрузки, давать ребенку перерывы. Чтобы у ребенка отдохнули все мышцы, глаза, мозг рекомендуют, дать ребенку попрыгать, побегать, полежать рассматривая картинки, это непременно пойдет на пользу.