Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье - свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне ещё не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.
Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдаёт пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник - настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живёт его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.
Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «...молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».
Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком... Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.
Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.
Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле - это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.
По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.
Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приёмные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него... Какова-то будет эта жизнь?»
Пересказал
В 1888 году была написана повесть Чехова «Степь». Краткое содержание ее будет дано в этой статье. В произведении обозначен новый подход к повествованию: часть картин читатель видит через восприятие действительности главным героем - Егорушкой. Их дополняют авторские комментарии, помогающие раскрыть особенность окружающего мира и понять душу обычных людей.
Глава 1. Начало пути
Раннее Из уездного города выехала ветхая бричка, которой управлял молодой кучер Дениска. В ней сидели три пассажира: настоятель церкви отец Христофор, купец Кузьмичев Иван Иваныч и его девятилетний племянник Егорушка. Взрослые ехали продавать шерсть, а мальчика везли поступать в гимназию.
Так начинает Чехов «Степь». Краткое содержание повести продолжается описанием ощущений Егорушки. Он впервые остался один и теперь, осматриваясь по сторонам, вспоминал, как на Пасху ходил в церковь. А еще - как умерла бабушка. И вдруг заплакал от жалости к самому себе. Дядя и отец Христофор заговорили о пользе учения. А перед глазами мальчика уже показалась бесконечная (подробно описать ее не позволяет отмечает, что после испарения животворной росы все вокруг поникло от зноя. Егорушка утомился и равнодушно смотрел на однообразную картину. Остались позади косари и бабы на поле, свора собак и варламовские овцы. Впереди показался ветряк, который все не исчезал из виду.
Глава 2. Привал
К полудню остановились у ручья. Расположились под обозом, поели печеных яиц с пирогами. Так продолжается рассказ Чехова «Степь». Краткое содержание знакомит читателя с жизнью отца Христофора. Он с детства говорил на нескольких языках, имел познания во многих науках, мечтал учиться в Киеве. Но родители не благословили такое решение, и юноша остался при церкви, где прошла вся его жизнь. Сейчас отец Христофор ни о чем не жалел, так как не нарушил воли отца, хотя и был уверен, что учиться нужно. Эту мысль он внушал Егорушке. Потом говорили о шерсти и каком-то Варламове.
Перекусив, взрослые легли спать. Мальчик же сходил в деревню, поиграл с проснувшимся Дениской, который в душе все еще оставался ребенком. Наконец отправились в путь, и до вечера перед глазами Егорушки мелькали те же картины, что и с утра.
Глава 3. На постоялом дворе
Уже в сумерках остановились у немолодого еврея. Радушию Мойсея Мойсеича не было предела, но гости не решились на ночлег: нужно было найти таинственного Варламова. Купец и святой отец пересчитали деньги - Егорушка никогда не видел такой кучи. Напились чаю. Поговорили с евреем о житье. Сонного Егорушку хозяева угостили пряником - они все сокрушались, что теперь некому позаботиться о мальчике.
Так можно обозначить тему 3 главы и ее краткое содержание. «Степь» Чехов продолжает описанием появления у еврея известной в округе графини Драницкой, которая тоже надеялась увидеть Варламова.
Глава 4. Встреча с обозом
Полусонный Егорушка сел рядом с Дениской. Он все думал о Варламове, который был очень богат и неуловим, и о красивой графине. Его убаюкивали запахи и звуки степи, погруженной во мрак. Уснувшего мальчика разбудили голоса. Это Иван Иваныч спрашивал у мужиков, сопровождавших обоз, который они нагнали, о Варламове. Затем Егорушку пересадили на большой тюк с шерстью, и он, довольный, что можно удобно лечь, заснул. Дядя попросил мужиков не обижать племянника и пообещал забрать его, как только побывает у молокана. Таково начало новой главы и ее краткое содержание.
Степь Чехов описывает в своей повести часто. Но утром Егорушку больше интересовали обоз и люди, с которыми он ехал дальше. Всего двенадцать подвод и пять сопровождавших их мужчин. Рядом с возом, на котором лежал мальчик, шел старик Пантелей, который говорил и подпрыгивал так, словно замерз.
Когда остановились у колодца, Егорушка разглядел остальных путников. Сильного, уверенного в себе Дымова, убившего по дороге ужа и вызвавшего недовольство остальных возчиков. Емельяна, бывшего певчего, теперь потерявшего голос. Чернобородого Кирюху недалекого ума. Удивительно зоркого Васю, который мог видеть и слышать то, что остальным было недоступно.
Глава 5. На реке
Стало нестерпимо жарко. Остановились у реки. Возчики резвились в воде. Когда поймали рака, сбегали в деревню за бреднем и наловили рыбы, из которой сварили кашу. Егорушке, тоже решившему поплавать, испортил настроение Дымов. Мужчина схватил его за ногу и едва не утопил. После этого мальчик сидел на берегу и наблюдал за остальными.
О чем еще пишет в своей повести Чехов? «Степь», краткое содержание которой вы читаете, включает также описание обедни в деревенской церкви, куда от скуки сходил Егорушка, и встречу с лавочником, налившим ему чаю.
Вернувшись к реке, герой вместе со всеми ел кашу и слушал рассказы мужиков об их прежней жизни, которая была лучше нынешней.
Глава 6. У костра
К вечеру отправились в дорогу. Егорушка смотрел, как на небе появляются звезды, и думал о бабушке. Ему казалось, что сам он никогда не умрет. А Пантелей все продолжал свой бесконечный рассказ.
К полуночи разожгли костер. Пока варили кашу, завели разговор об убитом недалеко от этого места купце. Тему продолжил Пантелей, который, если верить его словам, однажды сам едва не стал жертвой разбойников. И хотя в рассказе чувствовалось много вымысла, Егорушка слушал его, затаив дыхание.
Позже к костру подошел незнакомец. Его молодая жена уехала к матери, а он в ее ожидании не знал, куда себя деть. Счастливый вид мужчины вызвал у всех грусть. Егорушку снова охватила скука, и он взобрался на свой воз.
Проснувшись, мальчик увидел наконец Варламова, которого все искали в степи. Это был низкорослый человек на некрасивой лошади. Поговорив с возчиками и обругав своего верхового, он умчался по дороге. Такими были два дня из новой жизни Егорушки. Однако этим не заканчивается краткое содержание. "Степь" Чехова продолжается седьмой главой.
Глава 7. Гроза
Ночью снова сидели у костра. Беседа не получалась. К тому же Дымов спровоцировал ссору с Емельяном, и Егорушка, с самого начала испытывавший неприязнь к первому из них, встал на защиту певчего. Расстроенный мальчик взобрался на тюк и расплакался, мечтая оказаться дома.
Даль почернела, стало душно. Вскоре разразилась сильная гроза. Обоз двигался вперед, а Егорушка сидел на тюках, испытывая невероятный страх. Ему чудилось, что сзади надвигается великан. Герой весь вымок и замерз. А от грохочущего грома и сияющих молний невозможно было укрыться. Сначала Егорушка крестился и звал Пантелея. Потом им овладела уверенность, что гроза никогда не закончится, и его убьет. Это был самый страшный момент в жизни мальчика, как показывает сюжет повести и ее краткое содержание.
«Степь» Чехов А. П. продолжает описанием болезни героя. Уже в деревенской избе он все никак не мог согреться и бредил. А рано утром снова отправились в дорогу. Егорушка с путающимся сознанием трясся от холода на своем возе.
Глава 8. Конец пути
Наконец въехали на большое подворье, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор растер больного Егорушку, затем укрыл одеялом и тулупом. Из разговора взрослых мальчик понял, что сделка с шерстью удалась.
Наутро герой чувствовал себя здоровым. А после завтрака разыскали Н. П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иваныч договорился с ней насчет проживания, устроил племянника в гимназию и уже на следующий день вместе с отцом Христофором и Дениской отправился домой. Егорушка же с тоской и слезами приветствовал жизнь в чужом доме.
Так заканчивает А. П. Чехов «Степь». Краткое содержание по главам позволило передать только ключевые моменты повести.
Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье - свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.
Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник - настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.
Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».
Догнали обоз. Кузьмичёвоставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком... Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.
Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея. Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле - это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва. По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный. Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?»
В конце XIX века многие русские писатели переживали творческий кризис. Этому способствовали общественные и политические события, происходившие в стране. Духовного кризиса не избежал и Антон Чехов, что подтверждает одно из произведений, созданных в конце восьмидесятых годов.
Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание которой изложено в этой статье, на первый взгляд может показаться незамысловатой историей. В ней рассказано всего об одной поездке, присутствуют лишь четыре персонажа, не считая второстепенных. В действительности же это глубокое философское произведение, наполненное символами, метафорами, олицетворениями.
Особенности произведения
Краткое содержание "Степи" Чехова по главам изложить удобнее. Хотя это небольшое произведение. Краткое содержание "Степи" А. П. Чехова, по сути, может передать всего одно предложение: мальчик едет на учение и очень переживает, потому как ему не хочется покидать родные места. Но повторимся. Повесть, о которой идет речь в сегодняшней статье, имеет глубокий философский подтекст. В ней немало символов, а главный из них - сама степь. Почему автор назвал так свое произведение? И Тургенев, и Гоголь воспевали бескрайние русские просторы, но по-иному удалось взглянуть на них Антону Павловичу Чехову.
Краткое содержание "Степи", как и сжатое изложение любого художественного произведения, не передает, конечно, богатства авторского языка. Невозможно в нём прочесть, что сказано писателем между строк. Краткое содержание "Степи" Чехова, изложенное всего в нескольких предложениях, не позволяет понять, сколь важное значение в этом произведении имеет пейзаж. События происходят не в городе, не в селе, а в бескрайней степи. В Западной Европе люди гибнут от тесноты, в России - от излишнего простора. Нечто подобное однажды сказал Чехов. "Степь", краткое содержание которой изложено ниже, - это небольшая история о том, как легко потеряться маленькому человеку в огромном пространстве, как сложно людям найти себя в стране, в которой, казалось бы, есть всё для счастливой жизни.
Главные герои
Герои направляются в большой город, каждый по своим делам. Настроение у обоих благостное - именно такое, какое обычно посещает людей перед дорогой. К тому же перед отъездом они плотно позавтракали и, несмотря на раннее время, много выпили. Помимо этих персонажей, стоит еще назвать кучера Дениску, а также главного героя этого произведения - десятилетнего Егорушку. Мальчик приходится Кузьмичеву родным племянником и едет в город поступать в гимназию.
Егорушка
Почему этого персонажа мы назвали главным? Автор не рассказывает о дальнейшей судьбе мальчика, в произведении ничего не сказано о том, поступил ли он в гимназию, пошло ли на пользу ему учение. Но в повести рассказано о переживаниях Егорушки, ничего не сказано о мыслях, которые посещают его спутников. Сестра Кузьмичева - женщина простая, однако имеет большое уважение к людям образованным. Она просила брата, который собирался в поездку по своим купеческим делам, взять с собой Егора, дабы тот стал гимназистам и когда-нибудь, быть может, выбился в люди. Но мальчик не строит планов на будущее. Его пугает неизвестность, дальняя дорога, незнакомые люди и чужое слово "гимназия".
Покидая родные места на ненавистной бричке, Егорушка словно в последний раз смотрел на милые его сердцу пейзажи. Он увидел вишневые деревья рядом с кладбищем, где покоились его отец и бабушка. Вспомнил о том, как вишня цветет в начале июня и сливается с белыми могильными плитами. Он вспомнил и о бабушке, которая не так давно умерла: всегда была такая живая, носила с рынка мягкие бублики, и вдруг заснула...
Мальчик расплакался, и по реакции священника и купца читателю становится ясно, что слезы хлынули из его глаз в этот день не впервой. Суровый дядя начал ругать Егорушку, отец Христофор - успокаивать. И тут спутники десятилетнего мальчика начали рассуждать на тему необходимости учения. Разговор был малосодержательным, как и любая беседа, которую ведут люди совершенно разных взглядов на жизнь, очутившись в одной бричке или купе.
Пейзаж
С героев автор переводит внимание читателя на главный образ этого произведения - степь. Чехов подчеркивает многообразие бескрайней равнины. Где-то выглядывают небольшие холмы, где-то взору путников открываются мельницы, издали напоминающие маленьких человечков. Включая в свое произведение пейзаж, писатель придает повествованию и некоторые оптимистические нотки. Повсюду бурьян, молочай, дикая конопля. Всё это побурело от зноя, но роса как будто снова оживила степь. Впрочем, прошло немного времени, и она испарилась. Степь снова приняла свойственный ей унылый вид.
Привал
У небольшой речки путники решили остановиться. Во второй главе автор подробнее раскрывает характеры героев. Они совсем не похожи друг на друга. Кузьмичев всегда, независимо от того, чем бы он ни занимался, думает о своих делах. И даже теперь, сделав перерыв в пути, он никакого внимания не обращает на живописные просторы, а помышляет о своих тюках с шерстью, да о Варламове - пожилом и властном купце, с которым ему непременно следует встретиться.
После трапезы отец Христофор рассуждает об учении. Он рассказывает Егорушке о своём детстве и отрочестве, о том, как он изучал латынь, математику и прочее науки. Священнику уже идет восьмой десяток. Но за свою долгую жизнь он не утратил способности радоваться каждому дню. Легкая улыбка почти никогда не исчезает с его лица, а эта долгая дорога радует его возможностью вести неспешные беседы, обедать не вовремя, любоваться красотой природы.
На постоялом дворе
Кузьмичев стремится отыскать некоего Варламова. Оказывается, что человек это довольно известный. Его знает и дядя Егорушки, и отец Христофор, и Моисей Моисеевич - владелец постоялого двора, на котором путники делают следующую остановку. Гости отдыхают, пьют чай. Вдруг появляется еще один персонаж повести - графиня Драницкая - красивая, богатая дама, которая, по словам Кузьмичева, стала жертвой мошенника-поляка. Моисей Моисеевич - маленький человек, для него даже такие, казалось бы, незначительные личности, как дядя Егора и отец Христофор, - господа, требующие особого уважения.
Варламов
Имя этого человека упоминается в повести несколько раз. Он, как уже было сказано, довольно известная личность в округе. Кто же он такой? Что это за человек, с которым жаждет встретиться Кузьмичев? В этот день Егорушка получил столько впечатлений, сколько не получал за всю свою короткую жизнь. О Варламове он слышал не раз, но только по дороге в гимназию увидел этого таинственного и легендарного человека.
Это был немолодой, но весьма успешный купец. Рядом с ним Кузьмичев был таким же маленьким человеком, как Моисей Моисеевич рядом со своими скромными постояльцами. Эти сложные отношения между взрослыми не остались без внимания десятилетнего мальчика. А еще на него произвела впечатление графиня, которую он увидел на постоялом дворе.
Новая жизнь
Егорушка больше не тосковал по дому, детские страхи рассеялись. А вскоре он внезапно заболел. Кузьмичев пристроил его в дом своей дальней родственницы, сам же обязался в месяц выплачивать 10 рублей за содержание мальчика. В гимназию тем временем Егор был уже зачислен. Мальчик простился с отцом Христофором, тогда же осознал, что этого человека он больше никогда не встретит. Начался новый период в его жизни.
Чехов Антон Павлович
Антон Чехов
(ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ)
Из N., уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники. Она тарахтела и взвизгивала при малейшем движении; ей угрюмо вторило ведро, привязанное к ее задку, - и по одним этим звукам да по жалким кожаным тряпочкам, болтавшимся на ее облезлом теле, можно было судить о ее ветхости и готовности идти в слом.
В бричке сидело двое N-ских обывателей: N-ский купец Иван Иваныч Кузьмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой - отец Христофор Сирийский, настоятель N-ской Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом, цветном поясе. Первый о чем-то сосредоточенно думал и встряхивал головою, чтобы прогнать дремоту; на лице его привычная деловая сухость боролась с благодушием человека, только что простившегося с родней и хорошо выпившего; второй же влажными глазками удивленно глядел на мир божий и улыбался так широко, что, казалось, улыбка захватывала даже поля цилиндра; лицо его было красно и имело озябший вид. Оба они, как Кузьмичов, так и о. Христофор, ехали теперь продавать шерсть. Прощаясь с домочадцами, они только что сытно закусили пышками со сметаной и, несмотря на раннее утро, выпили... Настроение духа у обоих было прекрасное.
Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения о. Христофора, он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию; и теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, на маленькие решетчатые окна, на крест, блестевший на крыше, и вспомнил, как неделю тому назад, в день Казанской божией матери, он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник; а еще ранее, на Пасху, он приходил в острог с кухаркой Людмилой и с Дениской и приносил сюда куличи, яйца, пироги и жареную говядину; арестанты благодарили и крестились, а один из них подарил Егорушке оловянные запонки собственного изделия.
Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всJ позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками. За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна. Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит...
А за кладбищем дымились кирпичные заводы. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх. Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и через дорогу, В дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью...
За заводами кончался город и начиналось поле. Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал...
Ну, не отревелся еще, рJва! - сказал Кузьмичов. - Опять, баловник, слюни распустил! Не хочешь ехать, так оставайся. Никто силой не тянет!
Ничего, ничего, брат Егор, ничего... - забормотал скороговоркой о. Христофор. - Ничего, брат... Призывай бога... Не за худом едешь, а за добром. Ученье, как говорится, свет, а неученье -тьма... Истинно так.
Хочешь вернуться? - спросил Кузьмичов.
Хо... хочу... - ответил Егорушка, всхлипывая.
И вернулся бы. ВсJ равно попусту едешь, за семь верст киселя хлебать.
Ничего, ничего, брат... - продолжал о. Христофор. - Бога призывай... Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу. Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды, богу угодные. Как сказано в молитве? Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу... Так-то.
Польза разная бывает... - сказал Кузьмичов, закуривая дешевую сигару. - Иной двадцать лет обучается, а никакого толку.
Это бывает.
Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Сестра - женщина непонимающая, норовит всJ по благородному и хочет, чтоб из Егорки ученый вышел, а того не понимает, что я и при своих занятиях мог бы Егорку на век осчастливить. Я это к тому вам объясняю, что ежели все пойдут в ученые да в благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.
А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать.
И думая, что оба они сказали нечто убедительное и веское, Кузьмичов и о. Христофор сделали серьезные лица и одновременно кашлянули. Дениска, прислушивавшийся к их разговору и ничего не понявший, встряхнул головой и, приподнявшись, стегнул по обеим гнедым. Наступило молчание.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.