Что такое Мантра? Что вы делаете, когда вы поете Мантру? Чему учит Махариши Махеш Йоги, когда он обучает трансцендентальной медитации ? Он говорит, чтобы они повторяли определенное слово или определенную мантру про себя: «рам, рам, рам, ом, ом, ом»; все, что угодно, даже собственное имя; даже, если вы будете повторять «Н 2 О, Н 2 О, Н 2 О», это тоже подойдет - потому что все дело не в звуке и слове, все дело в постоянном повторении чего-то, и тогда, благодаря самому повторению что-то происходит. Что же это такое?
Когда вы постоянно повторяете определенное слово, рождается определенный ритм, и этот ритм монотонен - при монотонном постоянном повторении одного и того же слова вам начинает хотеться спать. Это - гипноз, это самогипноз; повторение Мантры и есть самогипноз. Ваш собственный звуковой монотонный ритм опьяняет вас.
Это хорошо! В этом нет ничего плохого; он дает глубокий освежающий сон. Если вы утомлены, то это хорошая мысленная уловка обычного сна, потому что обычный сон не так глубок, как сон Мантры. Потому что при обычном сне продолжаются мысли, которые тревожат. Но, если вы будете непрерывно повторять определенную Мантру, то не будет ничего, кроме Мантры. И вы погрузитесь в очень и очень глубокий сон.
В йоге у нас есть для этого специальный термин; на санскрите сон называется нидра, а сон, вызванный пением Мантры, называется Тандра. Это более глубокий сон, но все-таки сон, его называют Йога-Тандра, сон, порожденный йогой, мантрой, пением.
Если ваш сон тревожен, то вам может помочь ТМ. Влияние Махариши так велико в Америке, потому что Америка - это страна, в которой больше чем где-либо люди страдают от нарушения сна. Употребляется так много транквилизаторов, таблеток от бессонницы; люди потеряли естественную способность спать - отсюда и влияние Махариши. В Индии никому нет дела до ТМ, потому что люди спят так глубоко, что их трудно разбудить.
Мантра дает вам очень тонкий сон; он по-своему хорош, но не думайте, что это и есть медитация, потому что вы обманетесь. Не думайте, что это медитация, это просто умственный транквилизатор, и он также химичен, как и любая таблетка от бессонницы, потому что звук меняет химию вашего тела, звук является химической частью вашего тела.
Нет необходимости обращаться к Махариши Махеш Йоги - об этом знает каждая мать. Когда ребенок беспокоен, она напевает колыбельную, колыбельная - это мантра; она состоит из двух или трех слов, часто бессмысленных, потому что в содержании нет необходимости. Она садится рядом с ребенком или прижимает его к сердцу; биение сердца - это тоже монотонная музыка; поэтому, когда ребенок беспокоен, мать кладет его голову себе на грудь, и биение сердца становится мантрой. Ребенок обманут и засыпает. Когда ребенок немного вырос, и его нельзя так легко обмануть, тогда мать поет колыбельную; она бесконечно повторяет два-три простых монотонных слова. Благодаря монотонности ребенок засыпает - в этом нет ничего плохого. Это транквилизатор более хороший, чем химическая таблетка, но все же транквилизатор, очень утонченная звуковая таблетка, но она воздействует на химию вашего тела.
Сходите к Махариши Махеш Йоги, и он даст вам технику , ни о чем не спрашивая».
И он поехал туда. Затем он приехал назад после трех месяцев. Он сказал: «Вы предложили мне это, и это сработало. Это прекрасно - я снова могу спать!» И тогда я сказал ему: «Если вы почувствуете, что просто сна недостаточно, что нужно пробудиться - приходите ко мне. Потому что вы можете теперь спать, ну и что? Вы останетесь тем же и каждое утро вы будете в той же игре амбиций. Вы можете подумать, что произошло что-то хорошее, но случилось только вот что: теперь вы не будете осознавать причины. Будет казаться, что произошло что-то хорошее, но произошло только одно: вы перестали осознавать причины. Мантра загнала их глубоко в подсознание, и возможность трансформации отдалилась. Я не могу дать вам лучший сон. Мне бы хотелось дать вам лучшее пробуждение, лучшее осознание.
Здесь возникает проблема с Кришнамурти и с Махариши Махеш Йоги - они две диаметральные противоположности. Махеш Йоги считает технику медитацией: как только вы овладели какой-нибудь техникой - трансцендентальной или любой другой - произошла медитация. Это и так и не так. Так, потому что в начале начинающий должен овладеть какой-нибудь техникой, т.к. его понимание еще не созрело для осознания высшего. Поэтому приблизительно можно считать технику медитацией. Это похоже на то, как ребенок учит алфавит: ему говорят, что «м» - это то же, что «мяч», мяч обозначает букву «м». С буквой «м» связан мяч, и ребенок учится. Нет никакой связи между «м» и мячом: «м» можно представить тысячей разных предметов, с которыми оно никак не связано, но ребенку нужно что-то показать, а мяч находится рядом, он понимает, что такое мяч, а не буква «м». Через мяч он сможет понять и букву «м», но это начало, а не конец.
Махеш Йоги хорош для начала, чтобы направить вас, но если вы застрянете в нем, вы пропали. Его нужно оставить, он - всего лишь начальная школа, она хороша в свое время, но нельзя всю жизнь оставаться в начальной школе. Она - не университет, она - не вселенная, ее нужно пройти. Таково начальное представление, что медитация - это техника.
Кришнамурти находится на другом полюсе, он говорит, что нет ни техники, ни медитаций. Медитация - это просто сознание без выбора. Совершенно верно! Но он пытается отправить вас в университет, когда вы еще не прошли курс начальной школы. Это опасно, потому что он говорит о Высшем. Вам этого не понять, на вашей теперешней ступени это невозможно, вы сойдете с ума. Если вы послушаетесь Кришнамурти, - вы пропали, потому что интеллектуально вы согласитесь с ним, но своим существом вы ничего не испытаете.
Многие последователи Кришнамурти приходили ко мне. Они говорят, что разумом они понимают: «Конечно, он прав, что нет никакой техники и медитация - это осознание, но что же делать?» И я говорю им, что когда они спрашивают, что им делать, это значит, что им нужна техника. «Что делать? Вы спрашиваете, как это делать, вы просите технику. Кришнамурти вам не поможет. Лучше идите уж к Махариши Махеш Йоги». Но одни застревают на Кришнамурти, другие - на Махеш Йоги.
Махариши Махеш Йоги
Махариши Махеш Йоги широко признан как выдающийся ученый в области сознания и величайший в современном мире учитель. Махариши восстановил ведическую литературу, которая многие тысячи лет существовала в разрозненном виде, и систематизировал ее в форме завершенной науки сознания во всей полноте ее теоретической и практической значимости. Ведическая наука и технология Махариши раскрывает полный потенциал природного закона в сознании человека как основу для улучшения всех областей жизни.
Трансцендентальная Медитация, субъективная техника Ведической науки и технологии Махариши, является самой распространенной и широко исследованной программой личностного развития в мире.
В начале жизненного пути Махариши изучал физику и химию в университете Аллахабада. Помимо учёбы он очень интересовался духовными учителями и услышав, что Брахаманда Сарасвати находится в Аллахабаде, пришел в дом, где остановился учитель — Гуру Дев Брахаманда Сарасвати. Посетив его несколько раз, Махариши решил стать его последователем. Гуру Дев согласился при одном условии, что тот сначала закончит учебу.
Махариши закончил университет, а потом провел двадцать лет учась и работая с Гуру Девом Брахаманда Сарасвати. За это время Махариши стал ближайшим учеником и унаследовал мудрость и знание его учения. В 1953 году, после двенадцати лет служения у Гуру Дэва, Махариши удалился в пещеры «Долины Святых» в Уттаркаши, Гималаи. В то время у него не было каких-то особых планов. Он просто хотел побыть в уединении и покое. Но после двух лет одиночества, в 1955 году, он ощутил призыв вернуться в мир.
Затворники пытались переубедить его. По их мнению, окружающий мир был чем-то грязным, и просветленному человеку не имело смысла соприкасаться с ним. Но желание Махариши росло, и он окончательно покинул покой и одиночество своей горной пещеры и направился на юг Индии. Первое место, куда прибыл Махариши, когда покинул Гималаи, был штат Керала на юге Индии.
Он специально не готовился к выступлению там, он просто был призван посетить это место. Через несколько дней после приезда к нему подошел человек, который узнал в нем монаха с Севера и предложил прочитать недельный цикл лекций - согласился. Интерес уже к первым его лекциям был настолько велик, что к седьмой лекции зал был переполнен. Его тут же пригласили прочесть лекции в других городах и, в конце концов, он провел шесть месяцев, читая лекции и обучая ТМ по всему штату.
Махариши Махеш Йоги и Трансцендентальная Медитация
В результате была опубликована его первая книга «Свет маяка Гималаев». В книге делается попытка в сжатой форме показать, как через Трансцендентальную Медитацию Махариши возрождает истинный смысл Ведических священных текстов. Покинув Кералу, он 2 года путешествовал по всей Индии, знакомя людей с ТМ.
Он и его техника быстро получили признание среди людей, что вдохновило их обратиться к Махариши с просьбой создать всемирное движение духовного возрождения. И в 1958 это Движение было организовано, заложив прочный фундамент для дальнейшего распространения ведических знаний.
В 1958 году направился на Восток, посетил Сингапур и Гавайи, и в начале 1959 года приехал в Калифорнию. Там он провел несколько месяцев, обучая ТМ, и организовал постоянно действующий центр Движения, затем отправил в Нью-Йорк, и оттуда в Европу. К концу года оказалось, что многие люди заинтересовались ТМ. Махариши понял, что в дальнейшем не сможет один обучить ТМ всех желающих и он решил организовать подготовку учителей ТМ.
Первоначально подготовка проходила в Индии, в маленьком городке Ришикеш, в том месте, где Ганг, спускается с Гималаев. Это — место, с которого начинается паломничество многих индусов. Сразу за городом, на поросшем лесом крутом холме, Махариши построил ведический центр («ашрам»). Там будущие учителя ТМ овладевали мастерством преподавания. Первый набор составил около тридцати слушателей, но к 1960 их число возросло до двухсот. Столкнувшись с растущей потребностью в преподавателях, он открыл курсы по подготовке в Европе, где он смог обеспечить обучение тысячи и более человек.
Тематический материал на сайте:
Книги:
Цитаты :
Пусть счастье будет главной мотивацией всех ваших действий
Мир - это активность Божественного, это движение волн в вечном океане Сознания Блаженства
Противодействие опасно для бессмертия
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Чем вас заинтерисовал данный мастер? Что думаете о ТМ?
| зомбирование в тм | личный опыт в тм | что значат мантры тм | все мантры тм | сутры тм сидхи | сравнение мантр тм и джапа-йоги | шанкара и шанкарачарьи | шанкарачарьи о махариши | книга махариши "путеводный свет гималаев" | отзывы бывших адептов о тм | эффект махариши | бизнес по махариши | вред от медитации и от тм | анализ заявлений махариши и его адептов | официальные органы о тм | индуизм, медитация и христианство | сектоведение | полезные ссылки |
В то время пока Махеш Прасад Варма работал писарем в ашраме Гуру Дева, он имел титул Бал Брахмачари Махеш (Bal Brahmachari Mahesh ) - титул скромного неженатого ученика. После смерти Гуру Дева (его отравили) Махеш в течение года самостоятельно изменит свой титул на Махарши Бала Брахмачари Махеш Йоги Махарадж (Maharshi Bala Brahmachari Mahesh Yogi Maharaj ). Для ортодоксального индуиста этот новый титул является чем-то из смеси богохульного, смехотворного и сюрреалистичного:
Махарши ( Maharshi ) Маха " Maha " (" великий ") и Риши " rishi " (" видящий " или " провидец "), является титулом, которым награждают из уважения самых выдающихся из индийским святых: Ведический Вьяса (Veda Vyasa), Патанджали (Patanjali, Шанкара (Shankara). Никакой странствующий учитель, имеющий какой-либо бизнес, не может сам себе давать такой титул.
Бала (Bala ) значит - обращается к богине, которую этот человек выбрал в качестве своего объекта поклонения, в данном случае это Тантрическая Лалита (Tantric Lalita) или половой аспект Шакти (Shakti).
Брахмачари (Brahmachari ) означает, что этот студент не женат, но не монах, как Махеш позже будет утверждать. Только саньясины (sanyasis), которые дают клятву и носят оранжевую одежду, могут законно называться монахами. И только саньясины могут стать свами (swamis) и обучать представителей традиции Шанкара (Shankara). Махеш Варма (Махариши) никогда не сможет учить от имени Шанкара потому, что его низкая каста по рождению не дает ему права следовать этой традиции.
Махеш ( Mahesh ) - это и его имя, и имя бога Шивы, означающее разрушитель (невежества)
Йоги (Yogi ) вообще-то не титул, а просто указание на то, что он объединенный или просветлённый. Не данное в награду каким-либо индийским учителем или духовной личностью, это указание считается простым хвастовством в индийской духовной среде.
Махарадж (Maharaj ) или Великий король (йогов), является титулом Шивы, добавляемый к именам великих святых.
Затем Махеш Варма взял себе сокращенный вариант - Махариши Махеш Йоги. Обратите внимание, что подлинное правописание " Махариши " должно быть " Махарши ". Традиционно вибрирующее "р" в санскритесчитаетсягласным и титул "великий провидец" произносился без первой буквы "и". Позже члены движения TM стали говорить, что название было изменено для более простого произношения на английском языке. Это кажется весьма маловероятным. Англо-говорящие последователи некоторых современных личностей, называя этот самый высокий титул, например Рамана Махарши (Ramana Maharshi ), не имели никаких проблем с традиционно принятым произношением и написанием. Гораздо более вероятно, что Махариши изменил написание своего титула для того, чтобы использовать его в качестве тоговой марки , что совпадает с его последующими действиями, когда он изменил традиционное " сиддхи " (siddhi) на " сидхи " (sidhi), или " яджна " (yajna) на " ягья " (yagya).
С окращенная форма, которую он принимает в Америке - Махариши Махеш Йоги , является более чем курьезной. Вообразите сторонника учения палаточного возрождения, запнувшегося на американских задворках, проповедующего, конвертирующего и собирающего деньги, по имени - Высший Пророк, Святой Иисус Христос. Это близкое соответствие на английском языке к имени Великий провидец Шива, просветленный, позже сокращенное к Махариши Махеш Йоги
Махеш Прасад Варма (Махариши Махеш Йоги), родился 18 октября 1911 г. в индийском городе Уттар-Каши. Его отец был сборщиком налогов и принадлежал к касте Каайстха (kaaystha). Как известно, в Индии с испокон века общество поделено на касты. Переходить из одной касты в другую невозможно. Каждый человек должен иметь тот род занятий, какой предписан ему согласно его касте. Например быть гуру, проповедывать традиции и знания Шанкарачарьев (общепринятая в Индии система философии и религии) имеют право только люди из касты Браминов и никто другой. Махеш Варма, как уже сказано из касты Каайстха, ниже чем Брамин и согласно правил "Варна" (система каст) не может учить других. Однако гордыня и тщеславие заставили его нарушить древние традиции и волю своих духовных учителей.
После окончания в 1942 году Аллахабадского университета, получив степень бакалавра физических наук, он поступил работать на завод, но вскоре увлекся древнеиндийской литературой и пытался изучать санскрит. В своих духовных исканиях Махеш стал учеником индийского религиозного проповедника Свами Брахмананды Сарасвати, известного также как Шри Гуру Дева,
Гуру Дев имел титул Шанкарачарьа Джотир Мат (т.е. представитель ученической цепи Ади Шанкары, настоятель монастыря Джотир Мат, расположенного в Северной Индии). Махеш работал в Ашраме Гуру Дева 13 лет, выполнял работу писаря, и переводчика. Затем он стал садху. Однако он никогда не практиковал йогу. . В 1954 году Гуру Дева, как говорят отравили. Кто дал этот яд, не известно, но точно известно, что в его теле был яд. Когда тело Гуру Дева стало нездоровым, ему предложили отправиться в Каши лечиться. Но Махеш принудил его ехать не туда, а в Калькутту для того, чтобы он выступил с речью. Там великий Гуру Дев он и умер.Прасад Махеш Варма (Махариши Махеш Йоги) утверждает, что был лучшим учеником Гуру Дева, но, кроме его собственных слов, это никем не подтверждается - как и то, что перед смертью Гуру Дев якобы призвал его к себе и поручил изобрести новый способ медитации, который был бы эффективен и доступен любому человеку, чтобы любой человек мог применить его к себе и достичь “сознания абсолютного бытия”. Это есть мягко говоря, неправда. Махеш (Махариши Махеш Йоги) может конечно пойти против правил "Санатан дхарма" и заняться проповедями, тем чем он не должен заниматься, так как не является Брамином. Он может даже извратить Ведические традиции и изобрести свой "новый путь", кто ему запретит? Но все это уже называетчя сектанством, даже не расколом, а просто сектанством. Шри Гуру Дев никак не мог поручить Махешу (Махариши Махеш Йоги) проповедывать что либо, так как во первых, Шри Гуру Дев был истинный Шанкарачарья и уж он то знал, что проповедывать может только Брамин, кем Махеш не являлся. Во вторых, Шри Гуру Дев, являющийся Шанкарачарьи , святой обязанностью которого была сохранение главных систем индусской философии и религии, не мог поручить писарю, сыну сборщика налогов разрушать или корректировать эти самые философию и религию и выдумывать что-то новое, приспосабливая веды к коммерции , якобы на потребу современным требованиям.
Биография
Сведений о раннем периоде жизни Махеша Прасад Вармы очень мало. В юности Махеш изучал физику в университете Аллахабада . Помимо учёбы, некоторое время работал на заводах.
Иинтересовался деятельностью духовных учителей и, когда Гуру Дев Брахаманда Сарасвати посетил Аллахабад, стал его последователем. После окончания университета Махеш тринадцать лет провел у Гуру Девом Брахаманда Сарасвати в Гималаях , став ближайшим его учеником.
В 1953 году, после тринадцати лет служения у Гуру Дэва, Махариши удалился в пещеры «Долины Святых» в Уттаркаши (Гималаи). Но после двух лет затворничества, в 1955 году, вернулся в мир и поселился в штате Керала на юге Индии. Здесь обрадовались монаху с Севера и предложили ему прочитать недельный цикл лекций о полученных в Гималаях знаниях. Интерес уже к первым его лекциям был настолько велик, что к седьмой лекции зал был переполнен, и в течение шести месяцев он читал лекции в различных городах по всему штату. Результатом такой деятельности стала его первая книга «Свет маяка Гималаев», в которой Махариши рассказывал, что через Трансцендентальную Медитацию возрождается истинный смысл Ведических священных текстов.
В 1957 году Махариши Махеш Йоги представил свою Теорию трансцендентальной медитации (ТМ) на «Фестивале духовных светил», а затем распространил ее через организацию, называемую «Движение духовного возрождения» (англ. «Spiritual Regeneration Movement» ).
Махариши и техника ТМ быстро получили признание среди людей, что вдохновило их обратиться к нему с просьбой создать всемирное движение духовного возрождения. И в 1958 такое движение было организовано, заложив прочный фундамент для дальнейшего распространения ведических знаний.
В 1958 году Махариши побывал на Востоке, посетил Сингапур и Гавайи, а в начале 1959 года приехал в Калифорнию, где в течение нескольких месяцев обучал желающих ТМ. Огромный интерес к ведическим знаниям в США позволил организовать постоянно действующий центр Движения. То же самое повторилось в Нью-Йорке и в Европе. А в 1960-х большой вклад в распространение ТМ в США внесло также движение хиппи .
В конце концов Махариши понял, что уже не может один обучить ТМ всех желающих, и решил заняться подготовкой учителей ТМ. В начале 1970-х Махариши запустил «Мировой план» по распространению ТМ, который предполагал создание одного учебного центра ТМ на каждый миллион населения планеты. Ему удалось создать тогда множество подобных центров, и к началу XXI века в мире насчитывалось 5 млн человек, официально изучавших технику ТМ в учебных центрах. В России массовое увлечение медитацией и, в частности, трансцендентальной медитацией, пришлось на конец 1980-х - начало 1990-х годов.
Распространение учения
Первоначально подготовка учителей проходила в Индии, в маленьком городке Ришикеш, в том месте, где Ганг спускается с Гималаев. Это место, с которого начинается паломничество многих индусов. Здесь за городом, на поросшем лесом крутом холме, Махариши построил Ведический центр «Ашрам» . Там будущие учителя ТМ овладевали мастерством преподавания. Первый набор составил около тридцати слушателей, но к 1960 году их число возросло до двухсот. Столкнувшись с растущей потребностью в преподавателях, Махариши открыл ещё и курсы по подготовке учителей в Европе, где он смог обеспечить обучение тысячи и более человек.
В 1960 году Махариши дал своей организации новое имя - Международное общество медитации . А в 1963 году было создано и Международное студенческое общество медитации , так как деятельность Махариши вызывала большой интерес в студенческих и молодёжных кругах. В это же время начали проявлять большой интерес к физиологическим и психологическим эффектам ТМ и западные учёные, в результате чего ТМ получила признание в научных кругах.
Все это привело к созданию Международного Университета Махариши (MIU) , в котором образование основано на Науке Созидающего Разума (SCI), учению, синтезирующим изучение ТМ с традиционными академическими дисциплинами. Цель этой новой науки - применение пользы и преимуществ ТМ для процветания людей во всех аспектах жизни.
К 1965 году через свои центры Махариши подготовил уже в целом около десяти тысяч учителей ТМ, число обучившихся ТМ только в Америке составило 550’000 человек, а во всем мире - более 1 млн, причём рост движения уже составлял 35’000 человек в месяц.
Огромный интерес к ТМ оказался характерен не только для Америки и Европы. ТМ сегодня обучаются почти в каждой стране мира, но самый большой интерес к учению проявляется в Индии.
Сегодня Открытый Университет Махариши транслирует свои лекции при помощи спутникового телевидения на 120 стран мира на 21 языке. Программы университета предназначены для людей всех возрастов. Их задача - оживить качества чистого знания и бесконечной организующей силы в сознании людей, что должно послужить основой совершенства в личной жизни каждого человека и основой жизни в гармонии на всей Земле.
Сегодня Махариши Махеш Йоги широко признан как выдающийся учёный в области человеческого сознания и один из известнейших в современном мире гуру . Махариши восстановил ведическую литературу, которая многие тысячи лет существовала в разрозненном виде, и систематизировал её в форме завершённой науки сознания во всей полноте её теоретической и практической значимости.
Наука созидательного разума
Наука созидательного разума - это теория, на которой базируется Трансцендентальная медитация , разработанная Махариши Махеш Йоги. Фактически она представляет собой модернизированное переизложение фундаментального учения адвайта веданты Шанкарачарьи , в котором, санскритские термины заменены на современные научные. Благодаря такому изложению Махариши Махеш Йоги удалось привить технологию, изначально разработанную индусами и для индусов, на почве скептической западной культуры.
Состояния сознания
Наравне с известными из психологии состояниями сознания как: «бодрствование», «сон без сновидений» и «сон со сновидениями» Махариши говорит о существовании дополнительных четырех состояний, пока неизвестных науке или непризнанных ей. Он называет их: «трансцендентальным сознанием», «космическим сознанием», «божественным сознанием» и «Единством». В основе же этих семи состояний лежит «созидательный разум», благодаря которому они все становятся возможны.
Трансцендентальное сознание
Махариши, учит, что «двойственность - это основная причина страданий». Его техника преодоления этой двойственности начинается с практики дхьяны , которую он назвал Трансцендентальной медитацией. Махариши указывает на возрастающее «очарование» по мере того, как уму позволяется следовать его естественной склонности «вхождения в область большего счастья» путем погружения в более тонкие состояния мысли при помощи мантры . Он описывает все более тонкие уровни однонаправленности, как нарастающее блаженство и величие.
Следующее, часто цитируемое описание относительно природы ТМ, данное Махариши, хорошо описывает сужение внимания на объекте медитации и уход за пределы этого объекта. Трансцендентальная медитация, говорит он, приводит к «… повороту внимания ко все более тонким уровням мысли, до тех пор, пока ум не превзойдет тончайшего состояния мысли и не достигнет самого источника мысли…». Утверждается, что блаженство приходит вместе со спокойствием ума. Целью мантры является то, что Махариши называет «трансцендентальное сознание»: когда ум «достигает прямого переживания блаженства, он теряет всякий контакт со внешним миром и довольствуется состоянием трансцендентального Сознания-Блаженства».
Космическое сознание
Следом за «трансцендентальным сознанием» следует «космическое сознание», которым Махариши называет привнесение дхьяны или трансцендентальной медитации в состоянии бодрствования и сна. Такое привнесение осуществляется путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации. Согласно Махариши, «истинная добродетель приобретается лишь через повторные вхождения в самадхи », а очищение является не причиной, но, наоборот, следствием трансценденции. Как результат, Махариши отрицает необходимость наложения на себя обета отречения, утверждая, что регулярная практика итак постепенно уберет из жизни все препятствия и помрачения.
Махариши так описывает переход от трансцендентального к космическому сознанию: «Из этого состояния чистого Бытия ум вновь возвращается к ментальным переживаниям относительного мира… По мере практики способность ума сохранять свою неотъемлемую природу во время восприятия объектов через органы чувств возрастает. Когда это происходит, ум и его неотъемлемая природа становятся одним, и ум приобретает способность удерживать свою истинную природу (Бытие), будучи погруженным в мышление, разговор или деятельность».
Такое становится возможно, так как человек, находящийся в состоянии «космического сознания», уже имеет опыт переходов в состояние дхьяны , в котором всякое чувство восприятия исчезает. В бодрствующем состоянии он остается до некоторой степени отстраненным от чувства восприятия, несмотря на то, что при этом он более чувствителен как к своим внутренним мыслям, так и к внешним событиям. Махариши описывает это как состояние, в котором функционируют два различных уровня организации нервной системы - трансцендентальное сознание и бодрствование. Обычно эти уровни подавляют друг друга, но здесь они функционируют бок о бок, сохраняя свои уникальные особенности. «Молчание - говорит Махариши, - переживается вместе с деятельностью, но тем не менее отдельно от нее».
Если до обретения человеком состояния «космического сознания», эффекты от повседневных медитаций со временем стираются, и медитирующий должен постоянно обновлять их регулярной практикой, то в состоянии «космического сознания» эти эффекты присутствуют постоянно. Медитирующий, обнаруживает, что такое состояние присутствует как «чистое сознание» при любых обстоятельствах и при любой деятельности. Согласно Махариши, «жизнь в космическом сознании не требует усилий… просветленный человек живет полной жизнью. Его действия, свободные от желаний, служат единственно тому, чего требует текущий момент времени. У него более нет личной заинтересованности в приобретениях. Он поглощен выполнением космической цели, и поэтому его действиями руководит природа. Вот почему ему не требуется беспокоиться о своих нуждах. Его нужды - это нужды природы, которая заботится об их выполнении, сам же он является инструментом в руках Божественного».
Божественное сознание
Дальнейшим шагом в продвижении является «божественное сознание», которое возникает в результате служения при пребывании в «космическом сознании». В «божественном сознании» медитирующий воспринимает все вещи как священные: «все естественно переживается в осознании Бога». Сначала, говорит Махариши, это состояние единства несхожестей может быть ошеломляющим, и медитирующий может глубоко погрузиться в него, однако, постепенно, «божественное сознание» начинает соединяться и с другими видами деятельности, точно так же, как ранеше «трансцендентальное сознание» смешивалось с нормальными состояниями, чтобы стать «космическим сознанием».
В «божественном сознании» медитирующий отказывается от своей индивидуальности. Это - «самое чистое состояние», в котором медитирующий преодолевает малейшие следы какой-либо нечистоты в мыслях и в делах: теперь он существует в непосредственной гармонии с природой и Божественным. Достижение «божественного сознания», согласно Махариши, приводит к трансформации, при которой человек осознает Бога во всех аспектах творения.
Единство
Следующей стадией продвижения для приверженца ТМ может стать состояние, называемое «единством». Сознание на этой стадии становится настолько утонченным, что медитирующий воспринимает все вещи так как они есть, без каких-либо иллюзий.
Значение
Махариши Махеш Йоги
Основал программу Трансцендентальной Медитации и создал всемирное Движение Духовного Возрождения (1957).
Положил начало исследованиям в области сознания и изложил теорию семи состояний сознания (1957-1967).
В 1968 учениками Махариши стали участники легендарной группы The Beatles . Но, впоследствии, разочавровались в Гуру и в его учении. После посещения Гуру, Джон Леннон написал саркастичную песню Sexy Sadie . Причиной написания стал быстро распространившийся слух о том, что во время индивидуального сеанса Махариши попытался изнасиловать актрису Миа Фэрроу . По поводу этого инцидента Синтия Леннон, жена Джона Леннона, посещавшая вместе с "Битлз" ашрам Махариши в Индии, писала в своих мемуарах ("A Twist of Lennon",1978): "Один за другим бежали блаженно счастливее дни, пока к нашему порогу не подкатила беда. Я ужасно переживала, потому что мне всё это казалось дикой нелепицей: какие-то слухи, недоказанные действия, неподтверждённые заявления. Перст подозрения был направлен на человека, который так много и во многих отношениях дал нам на Махариши. Алексис и одна девушка, тоже ученица медитации, начали сеять семена сомнения в открытых душах. Открытых потому что медитация, практикуемая в течение длительного периода,делает медитатора крайне восприимчивым к любым открытым и сильным "вибрациям". Его психика становится чувствительно настроенной. Заявления Алексиса о том, как нехорошо Махариши обошёлся с некоей леди, и каким негодяем он оказался, упали на восприимчивую почву и стали набирать силу. Причём, я должна это подчеркнуть, без каких-либо доказательств или улик. Мне было ясно, зачем Алекс это сделал: Махариши вытеснил его из сердца "Битлз" и он мстил ему за это. Желая выйти из игры, он тащил Битлов за собой. Джордж и Джон находились в таком состоянии духа, что пущенный Алексом слух поверг их в странное смятение. Они не смогли объективно разобраться в этом деле. Всю ночь шли бурные дебаты, можно ли верить обвинениям Алексиса и той девушки. Один медитатор особенно не доверял Алексису. Он рассказывал, что видел Алексиса в комнате той девушки при довольно компрометирующих обстоятельствах. Он полагал, что Алексис оказывает нездоровое влияние на девушку. "Вообще тут что-то не то", говорил он. Я тоже так считала. Результатом ночной разборки была победа Алексиса. На мой взгляд, это было большое несчастье. Смятение, вызванное ложными обвинениями, породило недоверие и злобу. Атмосфера наэлектризовалась. Туман нереальной ситуации снова обволакивал нас, и с этим невозможно было бороться. Всё произошло так быстро и с такой точностью прицела, что ситуация сказалась необратимой. Махариши был обвинён и приговорён, не имея возможности защищать себя. Все дурные мысли хлынули назад, вера была подорвана, и на следующее утро, когда мы ещё не проснулись, колесо завертелось: Алексис заказал такси, которые должны были доставить нас в аэропорт. Вот как быстро всё разладилось. Когда Джон и Джордж явились к Махариши и объявили ему, что уезжают, Учитель искренне огорчился. Обвинения были построены на непроверенных слухах, Битлы были поражены и разозлены тем, что им сказали, но они не дали Махариши шанс защитить себя. Когда он спросил, почему они покидают его, они ответили: "Если у Вас космическое сознание, как Вы утверждаете, тогда Вы должны знать, почему мы уезжаем". С этими словами они вышли от него и вернулись к трапезной, где мы все их поджидали. Никогда ещё я не собирала вещи с таким тяжёлым сердцем. Я чувствовала: то, что мы делаем, это не то, совсем не то. Как можно судить человека, который не сделал нам ничего плохого, а наоборот, подарил столько счастья... Но то, что произошло перед самым отъездом, вывернуло мне всю душу. В ожидании такси мы сидели за обеденным столом и шёпотом переговаривались. Всех явно мучили угрызения совести. Махариши вышел из своего каменного шатра и расположился менее чем в ста ярдах от нашей взбудораженной диссидентской группы. К нам подошел один из его верных учеников и сказал, что Учитель приглашает всех нас спокойно поговорить обо всём. Он добавил, что Махариши очень расстроен, хочет всё уладить и убедить нас остаться. Я чуть не расплакалась. Это было так душераздирающе трогательно. Махариши, совсем один, сидел под маленьким навесом с соломенной крышей и был похож на библейского патриарха, одинокого в своей вере. У него отбирали силу, выдвигая бездоказательные обвинения, и, по-видимому, никто не желал откликнуться на его призыв к разуму и человечности. Ребята были непреклонны. Они уже приняли решение, сожгли за собой мосты, и теперь ничто не могло переубедить их. Они встали и цепочкой прошли мимо него, не сказав ни слова. Эта картина никогда не изгладится из моей памяти. Пусть это звучит мелодраматично, но в тот момент у меня было чёткое ощущение того, что здесь, в горах Индии, я вижу повторение библейской сцены: ученики отрекаются от Иисуса. Это не значит, что я приравниваю Махариши к Иисусу, но для меня это был ищущий человек, мечтавший о лучшем мире, и вот мы, группа людей, имеющих огромное влияние на молодёжь мира, может быть, разрушаем всё то добро, которое он сделал. Единственный человек, кроме "Битлз", к которому молодёжь прислушивалась, был теперь очернён и отныне отступал в тень". Актриса Миа Фэрроу в своей автобиографии этот инцидент также отрицает. Впоследствии участники группы извинились перед Махариши за необоснованные подозрения и принимали участие в благотворительных акциях в поддержку Трансцендентальной Медитации. В связи со смертью Махариши в 2007 году, Пол Маккартни и Ринго Старр заявили следующее: "Несмотря на то, что я глубоко опечален его кончиной, мои воспоминания о нем всегда будут светлыми, - сказал Маккартни - Он был великим человеком, неустанно работавшим для людей всего мира и ради единения. Я никогда не забуду посвящение, написанное им в книге, которую он мне когда-то подарил. Оно гласит: "Свет, блаженство, сознание", и для меня эти слова значат многое. Мне будет не хватать его, но я всегда буду думать о нем с улыбкой". "Одним из мудрецов, которых я встречал в жизни, был Махариши, - сказал Старр - На меня всегда производила впечатление его радость, и я искренне верю, что он знает, куда направляется".
Создал новую науку - Науку Созидательного Разума - и подготовил 2000 преподавателей этой науки (1972); в настоящее время в мире насчитывается свыше 40000 преподавателей Науки Созидательного Разума.
Открыл Конституцию вселенной - живой потенциал природного закона в Риг-Веде и структурирующие динамические процессы Риг-Веды во всей ведической литературе (1975).
Отпраздновал Восход Эпохи Просветления на основе открытия Эффекта Махариши (1975).
Создал всемирное правительство Эпохи просветления, базирующееся на основе осознания несокрушимости Природного закона (1976).
Разработал программу ТМ-Сидхи и опыт бурлящего блаженства Йогического полета для создания максимальной когерентности ума и тела индивидуального сознания и когерентности мирового сознании (1976).
Сформулировал свои теории правительства, образования, здравоохранения и обороны для восхода каждой области жизни к совершенству (1977).
Раскрыл смысл Апаурушейа Бхашья - комментария к Риг-Веде, описывающего ее как структуру сознания, которое порождает и увековечивает само себя (1980).
Систематизировал ведическую литературу, существовавшую многие века в разрозненном виде, как литературу совершенной науки - Ведической науки и технологии Махариши (1981).
Раскрыл полный потенциал Аюрведы, Гандхарва-Веды, Дханур-Веды, Стхапатъя-Веды и Джйотиша для создания свободной от болезней и проблем семьи народов(1985).
Сформулировал Мастер-План по созданию Рая на Земле для реконструкции всего мира как изнутри, так и снаружи (1988).
Создал Высшую науку о политике, с введением автоматизма в управление и вдохновил на создание партии Природного закона в странах мира(1992).
Торжественно провозгласил Глобальный Рам Радж - Глобальное управление через Природный закон (1993). Основал Ведические Университеты Махариши и университеты Махариши Аюрведы по всему миру, чтобы дать каждому человеку путь к овладению природным законом, навсегда установить согласие жизни с природным законом - совершенство во всех областях человеческой деятельности, и создать в каждой стране правительство, действующее на уровне природного закона, способное предотвратить возникновение любой проблемы (1993-1994).
Открыл, что Веда и ведическая литература полностью отражены в физиологии человека; это открытие окончательно установило полное единство всего физического разнообразия мироздания, всех наук и всех религий.
Махариши
Маха означает великий , Риши - посвящённый, провидец .
Ровно сто лет назад, 12 января, в индийском городе Ришикеш родился человек, которому было суждено стать одним из самых знаменитых учителей восточной философии и медитации. Основатель трансцендентальной медитации и тренер летающих йогов Махариши Махеш Йоги был еще и философом, мудростям которого внимали миллионы людей, включая звезд Голливуда и участников группы Beatles. Самые известные из его изречений - в подборке "РГ".
1. "Когда человек говорит о других плохо, он участвует в грехах тех, о ком говорит. Если вы не высказывались ни о каком чужом зле, значит, у вас нет никакого зла в вашем сердце. Это мерило".
Самыми известными учениками Махариши были участники знаменитой "ливерпульской четверки". Музыканты Beatles прилежно изучали мантры и позы йоги в резиденции гуру в Ришикеше. А потом дружбе пришел конец. Существует несколько версий разлада. Основная касалась, якобы, домогательств Махариши к киноактрисе Мие Фэрроу. Инцидент так и не нашел документального подтверждения, а сама Фэрроу всегда отзывалась об учителе с уважением. Однако музыканты демонстративно покинули Махариши, позже Синтия Леннон в мемуарах сравнит этот эпизод биографии Beatles с отречением учеников от Иисуса. Другую версию выдвигали коллеги гуру. По ней Махариши просто не понравилось систематическое употребление "ливерпульской четверкой" марихуаны, и он указал им на дверь.
Планы Махариши по обустройству мира во всем мире касались не только отдельных людей, но и целых государств. В 2004 году в интервью журналисту телеканала "Аль-Арабия" он поделился формулой, как установить гармонию на Ближнем Востоке. Для этого, по словам гуру, необходимо обучить практике медитации восемь тысяч человек - "корень квадратный от одного процента населения", которые смогут "очистить коллективное сознание" по приципу того, как свет рассеивает тьму. Корреспондент резонно указал гуру, что многие жители Палестины или Ирака потеряли в конфликтах близких, и достичь гармонии им будет непросто. "Что он потерял - он уже потерял. Жизнь закончится в любом случае. Единственный путь - это достичь несокрушимости", - ответил Махариши.
3. "Философия жизни такова: Жизнь - не борьба, не напряжение. Жизнь не должна быть страданием. Жизнь - это Блаженство, это - вечная мудрость, вечное существование".
Основой учения Махариши Махеш Йоги стала трансцендентальная медитация (ТМ). Очень простая форма медитации, не требующая особбых условий или состояний, сопровождаемая чтением мантр. Сам Махариши называл ее "средством делать то, что человек хочет делать, лучшим образом, правильным образом, с максимальными результатами". Последователи учения считают, что ТМ избавляет от стресса, а душевное здоровье. в свою очередь, позволяет восстановить физическое. В ряде стран трансцендентальная медитация даже включалась в школьную программу для повышения успеваемости детей. Некоторые исследователи считают ее псевдонаучной, а то и вообще причисляют к тоталитарным сектам. Тем не менее, у ТМ много последователей, в том числе среди известных и богатых людей - от группы Beatles до кинорежиссера Дэвида Линча.
4. "Мы должны выбрать что-то великое и претворить это в жизнь. Никогда не думайте о неудаче, потому что мы получаем в будущем то, о чём думаем сейчас".
Создавая свое учение, Махариши проделал огромный путь от пещеры отшельника в Гималаях до Международного общества с несколькими тысячами подготовленных учителей трансцендентальной медитации. Последователи гуру не только медитировали, но и летали. Ну, по крайней мере, так они говорили. Сидящие в позе лотоса йоги поднимались на какое-то время над землей. В 1986 году в американском Вашингтоне даже прошло соревнование летающих йогов в дисциплинах "высота полета", "длина перелета" и "полеты на скорость". Очевидно, совет Махариши не думать о неудаче, окрылял их.
5. "Результат того, что мы сделали, приходит к нам, когда бы он ни пришел - сегодня или завтра, через сто лет или через сто жизней. Это наша карма".
Махариши умер в 2008 году в Голландии. Его ашрам в Ришикеше стоит до сих пор, хоть и основательно заброшенный. Кроме пауков и обезьян, его продолжают посещать туристы - самосовершенствующиеся личности, искатели надписей "здесь был Леннон" и просто любители экзотики. Сам Ришикеш неофициально признан мировой столицей йоги. Говорят, город весь пропитался позитивной энергией из-за многочисленных паломников. Махариши здесь помнят, но, по словам, путешественников, относятся к гуру индусы неоднозначно. Учение Махариши, трансцендентальная медитация, насчитывает миллионы последователей по всему миру и является зарегистрированной торговой маркой.